Комплексное занятие по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы
«Путешествие в страну сказок» с использованием ИКТ.
Обучающие задачи:
Закреплять знания о количественном и порядковом счете в пределах 10;
закреплять навык овладения действием построения графической модели типа оси для установления соотношения чисел, образующихся при пересчете заданного количества разными группами;
продолжать формировать навык умения ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических форм;
закреплять действия построения моделей типа логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом 5;
продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Оборудование и материал:
1. ИКТ для демонстрации презентации.
2. Разноцветные воздушные шары по количеству детей. К четырем шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях. Карточки с текстами математических задач.
3. Раздаточный материал на каждого ребенка:
цифровые карточки;
изображение числовой прямой, с проставленными цифрами;
набор геометрических фигур, лист бумаги для выполнения слухового диктанта;
лист бумаги с изображением двухэтажного домика;
цветные карандаши, простой карандаш;
Буквенные карточки.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары. Слайд №3.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров! Посчитайте, сколько их?
(Дети считают воздушные шары.)
Воспитатель. Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем загадки, то окажемся в Стране Сказок. Но сначала произнесем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали И открыли...
Воспитатель. Вот мы с вами и попали в Страну Сказок. Какой же шарик взять первым? Посмотрим на экран. Слайд №4.
Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена...
Дети. Крокодил!
Воспитатель. Сейчас посмотрим, кто же появится на следующем слайде. Слайд №5.
На экране появляется фигура Крокодила Гены.
Воспитатель. Молодцы! Из какой сказки этот герой? Дети. Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.
Воспитатель. Ребята, Крокодил Гена решил отправиться в путешествие. Купил в кассе билет, но на нем не указан номер вагона. И теперь Крокодил Гена не знает, в каком вагоне ему ехать. Дежурный вокзала объявил, что в поезде несколько вагонов предназначены для проезда 6-ти матрешек. Слайд №6. В каждом вагоне размещается 2 матрешки. Слайд №7. А в свободном вагоне за матрешками могут ехать остальные пассажиры.
Задача. 1. Определить сколько вагонов нужно для матрешек. Слайд №8. 2. Определить, в каком по счету вагоне может ехать Крокодил Гена. Слайд №9.
(Дети самостоятельно выполняют задание на листах бумаги, где изображена числовая прямая с 5- тью отрезками. После того, как задача решена, воспитатель предлагает обратить внимание на следующий слайд. Слайд №10.
Воспитатель. А теперь внимание: посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы справились с задачей. Слайд №11.
Воспитатель. Так, в каком вагоне может ехать Крокодил Гена?
Дети. В четвертом.
Воспитатель. Молодцы! Крокодил Гена благодарит вас за помощь. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.
Воспитатель открывает следующий слайд №12.
Воспитатель. Обратите внимание на слайд, на нем желтый шарик. Интересно, в какой же сказке мы теперь можем оказаться?
Воспитатель берет желтый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка: Деревянным острым носом Всюду лезет он без спроса. Даже дырку на картине Носом сделал ...
Дети. Буратино!
Воспитатель открывает слайд №13.
Воспитатель. В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз?
Дети. В сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Воспитатель. Интересно, что сейчас делает Буратино со своими друзьями? Посмотрим?
Воспитатель открывает слайд №14. Выслушиваются предположения детей.
Воспитатель. Ребята, Буратино выполняет под диктовку Мальвины геометрический диктант. Буратино никак не может запомнить геометрические формы, и поэтому просит вас помочь ему в выполнении задания.
Дети выполняют слуховой диктант на своих местах:
в верхнем левом углу - желтый прямоугольник, в нижнем правом - зеленый квадрат, посередине - коричневый треугольник, в нижнем левом - красный круг, в верхнем правом - синий овал,
справа от желтого прямоугольника - фиолетовый треугольник.
Воспитатель. А теперь, посмотрим, как выполнил диктант Буратино. Слайд №15.
Воспитатель. Посмотрите внимательно, справился ли с диктантом Буратино.
Дети сверяют свою работу с работой, выполненной Буратино и исправляют ошибки.
Затем воспитатель предлагает вниманию детей слайд №16.
Воспитатель. А вот работа Мальвины, что о ней вы можете сказать?
Высказывания детей.
Воспитатель. Буратино благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает отдохнуть. Слайд №17. Встаньте на ноги и выйдите из-за столов.
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель. Попрощаемся с Буратино и обратимся к следующему слайду №18. Какого цвета воздушный шарик вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? .. .
Воспитатель открывает слайд №19.
Воспитатель. Верно, Незнайка! Из какой же он сказки?
Дети. Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.
Воспитатель. (Детям предлагается решить логическую задачу.) Ребята, Незнайка просит, чтобы вы ему подсказали, где живет его подружка Ромашка. Дело в том, что Ромашка недавно переехала в новый дом, а Незнайка забыл на каком этаже квартира Ромашки.
Воспитатель открывает слайд №20.
Воспитатель. Незнайка знает, что на 1-м этаже живут малыши, которым еще не исполнилось пять лет, а на втором этаже - малыши, которым исполнилось пять лет, но младше восьми. А Ромашке недавно исполнилось столько же лет, сколько вам (6 лет). Как же мы поможем Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель. Я предлагаю вам взять цифровые карточки и показать возраст детей, живущих на первом этаже.
Дети выполняют задание на местах.
Воспитатель. А теперь проверим, верно ли вы расселили малышей на первом этаже. Слайд №21.
Воспитатель. Дальше прошу вас расселить малышей, которым исполнилось 5 лет, но младше 8-ми лет.
Дети выполняют задание на местах.
Воспитатель. А теперь проверим, верно ли вы расселили малышей на первом этаже. Слайд №22.
Воспитатель. Так, на каком этаже живет Ромашка?
Дети. На втором.
Воспитатель. А это мы сейчас проверим, посмотрите на следующий слайд №23.
Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились и с этой задачей! Незнайка очень доволен и благодарит нас. А я прошу обратить внимание на следующий слайд № 24. Какой воздушный шар вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель берет красный воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
Воспитатель. Кто же эта девочка?
Дети. Красная Шапочка.
Воспитатель. Сейчас проверим!
Воспитатель открывает слайд №25.
Воспитатель. И эту загадку вы отгадали. А в какой сказке живет эта героиня?
Дети. В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что Красная Шапочка с Бабушкой очень любят придумывать веселые задачки? Они решили несколько задач отправить для вас. Я буду зачитывать вам условия задач, а вы будете показывать мне ответы при помощи цифровых карточек. Вот какие задачи прислали нам Красная Шапочка с бабушкой:
Задача №1. Слайд №26.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?
Дети. Четыре!
Воспитатель открывает следующий слайд №27 с ответом.
Задача №2. Слайд №28.
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес?
Дети. Два!
Воспитатель открывает следующий слайд №29 с ответом.
Задача №3. Слайд №30.
Стоит горка крутая, На ней тыква большая, А пониже тоже Три тыквы моложе. А под горкою в траве Еще две. Ну–ка, кто скажет сейчас, Сколько тыкв всего у нас?
Дети. Шесть.
Воспитатель открывает следующий слайд №31 с ответом.
Задача №4. Слайд №32.
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?
Дети. Три.
Воспитатель открывает следующий слайд №33 с ответом.
Задача №5. Слайд №34.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой?
Дети. Семь.
Воспитатель открывает следующий слайд №35 с ответом.
Задача №6. Слайд №36.
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика Зайцев сидит?
Дети. Один.
Воспитатель открывает следующий слайд №37 с ответом.
Задача №7. Слайд №38.
Мяч и кукла у Валюши, А лошадка у Ванюши, Зайчик Кузя у Наташи, Мишка плюшевый у Маши. Сколько же всего игрушек?
Дети. Пять.
Воспитатель открывает следующий слайд №39 с ответом.
Дети выставляют в ряд цифровые карточки – ответы на задачи.
Воспитатель. А теперь сверим ваши ответы с ответами на следующем слайде. Слайд №40.
Дети сверяют ответы.
Воспитатель. Расставьте, пожалуйста, цифры в порядке возрастания
Дети выполняют задание.
Воспитатель. А если вы сомневаетесь, то можете сделать проверку, посмотрев на следующий слайд. Слайд №41.
Дети сверяют ответы.
Воспитатель открывает следующий слайд №42.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?
Дети перечисляют предметы и цифры, изображенные на слайде.
Воспитатель. Что же могут обозначать эти рисунки? Я думаю, это еще одна загадка жителей Страны Сказок. Предлагаю взять наши карточки с буквами и составить слово по первым звукам, расставляя их под цифровыми карточками.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что у вас получилось? Правильно или нет: мы узнаем, посмотрев следующий слайд.
Воспитатель открывает слайд №43.
Воспитатель. Вы все сегодня хорошо потрудились, каждый из вас МОЛОДЕЦ!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Дети, Вам понравилось путешествие по Стране Сказок?
Вспомните, в каких сказках мы побывали?
Кому и как мы помогли?
- Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, вы убедились, что математика - очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся! А воздушные шары – вам в подарок от сказочных героев.
Список литературы.
Математика и логика для дошкольников. Е.В.Соловьева. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе ''Радуга''. М.: ''Просвещение'' 2000;
Е.В. Колесникова Развитие математического мышления у детей 5-7 лет.
Сценарий учебно-практических занятий. М.: 1998;
Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина. И учеба и игра: математика.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:
''Академия развития'', 1997.
Праздник числа. В.В.Волина. М.: АСТ-Пресс, 1997.
9