СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы "Путешествие в страну сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, представленный в конспекте поможет воспитателям в подготовке и проведении занятия по ФЭМП, в ходе которого дети обобщают знания и закрепляют умения по ФЭМП, развивают логическое мышление, внимание, память, воображение, речь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы "Путешествие в страну сказок"»

Комплексное занятие по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы

«Путешествие в страну сказок» с использованием ИКТ.


Обучающие задачи:

  • Закреплять знания о количественном и порядковом счете в пределах 10;

  • закреплять навык овладения действием построения графической модели типа оси для установления соотношения чисел, образующихся при пересчете заданного количества разными группами;

  • продолжать формировать навык умения ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических форм;

  • закреплять действия построения моделей типа логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом 5;

  • продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.



Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.



Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

  • Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.

  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.


Оборудование и материал:

1. ИКТ для демонстрации презентации.

2. Разноцветные воздушные шары по количеству детей. К четырем шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях. Карточки с текстами математических задач.



3. Раздаточный материал на каждого ребенка:

  • цифровые карточки;

  • изображение числовой прямой, с проставленными цифрами;

  • набор геометрических фигур, лист бумаги для выполнения слухового диктанта;

  • лист бумаги с изображением двухэтажного домика;

  • цветные карандаши, простой карандаш;

  • Буквенные карточки.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары. Слайд №3.


Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров! Посчитайте, сколько их?


(Дети считают воздушные шары.)


Воспитатель. Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем загадки, то окажемся в Стране Сказок. Но сначала произнесем волшебные слова.


Пальчиковая гимнастика.


На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали И открыли...

Воспитатель. Вот мы с вами и попали в Страну Сказок. Какой же шарик взять первым? Посмотрим на экран. Слайд №4.

Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка:

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена...

Дети. Крокодил!

Воспитатель. Сейчас посмотрим, кто же появится на следующем слайде. Слайд №5.

На экране появляется фигура Крокодила Гены.

Воспитатель. Молодцы! Из какой сказки этот герой? Дети. Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.

Воспитатель. Ребята, Крокодил Гена решил отправиться в путешествие. Купил в кассе билет, но на нем не указан номер вагона. И теперь Крокодил Гена не знает, в каком вагоне ему ехать. Дежурный вокзала объявил, что в поезде несколько вагонов предназначены для проезда 6-ти матрешек. Слайд №6. В каждом вагоне размещается 2 матрешки. Слайд №7. А в свободном вагоне за матрешками могут ехать остальные пассажиры.

Задача. 1. Определить сколько вагонов нужно для матрешек. Слайд №8. 2. Определить, в каком по счету вагоне может ехать Крокодил Гена. Слайд №9.

(Дети самостоятельно выполняют задание на листах бумаги, где изображена числовая прямая с 5- тью отрезками. После того, как задача решена, воспитатель предлагает обратить внимание на следующий слайд. Слайд №10.

Воспитатель. А теперь внимание: посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы справились с задачей. Слайд №11.

Воспитатель. Так, в каком вагоне может ехать Крокодил Гена?

Дети. В четвертом.

Воспитатель. Молодцы! Крокодил Гена благодарит вас за помощь. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.

Воспитатель открывает следующий слайд №12.

Воспитатель. Обратите внимание на слайд, на нем желтый шарик. Интересно, в какой же сказке мы теперь можем оказаться?

Воспитатель берет желтый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка: Деревянным острым носом Всюду лезет он без спроса. Даже дырку на картине Носом сделал ...

Дети. Буратино!

Воспитатель открывает слайд №13.

Воспитатель. В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз?

Дети. В сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Воспитатель. Интересно, что сейчас делает Буратино со своими друзьями? Посмотрим?

Воспитатель открывает слайд №14. Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель. Ребята, Буратино выполняет под диктовку Мальвины геометрический диктант. Буратино никак не может запомнить геометрические формы, и поэтому просит вас помочь ему в выполнении задания.

Дети выполняют слуховой диктант на своих местах:

в верхнем левом углу - желтый прямоугольник, в нижнем правом - зеленый квадрат, посередине - коричневый треугольник, в нижнем левом - красный круг, в верхнем правом - синий овал,

справа от желтого прямоугольника - фиолетовый треугольник.

Воспитатель. А теперь, посмотрим, как выполнил диктант Буратино. Слайд №15.



Воспитатель. Посмотрите внимательно, справился ли с диктантом Буратино.



Дети сверяют свою работу с работой, выполненной Буратино и исправляют ошибки.

Затем воспитатель предлагает вниманию детей слайд №16.



Воспитатель. А вот работа Мальвины, что о ней вы можете сказать?



Высказывания детей.


Воспитатель. Буратино благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает отдохнуть. Слайд №17. Встаньте на ноги и выйдите из-за столов.


Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Воспитатель. Попрощаемся с Буратино и обратимся к следующему слайду №18. Какого цвета воздушный шарик вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.


Загадка:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? .. .

Воспитатель открывает слайд №19.

Воспитатель. Верно, Незнайка! Из какой же он сказки?

Дети. Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.

Воспитатель. (Детям предлагается решить логическую задачу.) Ребята, Незнайка просит, чтобы вы ему подсказали, где живет его подружка Ромашка. Дело в том, что Ромашка недавно переехала в новый дом, а Незнайка забыл на каком этаже квартира Ромашки.

Воспитатель открывает слайд №20.

Воспитатель. Незнайка знает, что на 1-м этаже живут малыши, которым еще не исполнилось пять лет, а на втором этаже - малыши, которым исполнилось пять лет, но младше восьми. А Ромашке недавно исполнилось столько же лет, сколько вам (6 лет). Как же мы поможем Незнайке?

Ответы детей.

Воспитатель. Я предлагаю вам взять цифровые карточки и показать возраст детей, живущих на первом этаже.


Дети выполняют задание на местах.


Воспитатель. А теперь проверим, верно ли вы расселили малышей на первом этаже. Слайд №21.


Воспитатель. Дальше прошу вас расселить малышей, которым исполнилось 5 лет, но младше 8-ми лет.


Дети выполняют задание на местах.


Воспитатель. А теперь проверим, верно ли вы расселили малышей на первом этаже. Слайд №22.


Воспитатель. Так, на каком этаже живет Ромашка?



Дети. На втором.

Воспитатель. А это мы сейчас проверим, посмотрите на следующий слайд №23.

Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились и с этой задачей! Незнайка очень доволен и благодарит нас. А я прошу обратить внимание на следующий слайд № 24. Какой воздушный шар вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель берет красный воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.


Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней.

Воспитатель. Кто же эта девочка?

Дети. Красная Шапочка.

Воспитатель. Сейчас проверим!

Воспитатель открывает слайд №25.

Воспитатель. И эту загадку вы отгадали. А в какой сказке живет эта героиня?


Дети. В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”.



Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что Красная Шапочка с Бабушкой очень любят придумывать веселые задачки? Они решили несколько задач отправить для вас. Я буду зачитывать вам условия задач, а вы будете показывать мне ответы при помощи цифровых карточек. Вот какие задачи прислали нам Красная Шапочка с бабушкой:

Задача №1. Слайд №26.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?

Дети. Четыре!

Воспитатель открывает следующий слайд №27 с ответом.

Задача №2. Слайд №28.

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежало в лес?

Дети. Два!

Воспитатель открывает следующий слайд №29 с ответом.

Задача №3. Слайд №30.

Стоит горка крутая, На ней тыква большая, А пониже тоже Три тыквы моложе. А под горкою в траве Еще две. Ну–ка, кто скажет сейчас, Сколько тыкв всего у нас?

Дети. Шесть.

Воспитатель открывает следующий слайд №31 с ответом.

Задача №4. Слайд №32.

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?


Дети. Три.



Воспитатель открывает следующий слайд №33 с ответом.

Задача №5. Слайд №34.

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

Дети. Семь.

Воспитатель открывает следующий слайд №35 с ответом.

Задача №6. Слайд №36.

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика Зайцев сидит?

Дети. Один.

Воспитатель открывает следующий слайд №37 с ответом.

Задача №7. Слайд №38.

Мяч и кукла у Валюши, А лошадка у Ванюши, Зайчик Кузя у Наташи, Мишка плюшевый у Маши. Сколько же всего игрушек?

Дети. Пять.

Воспитатель открывает следующий слайд №39 с ответом.

Дети выставляют в ряд цифровые карточки – ответы на задачи.

Воспитатель. А теперь сверим ваши ответы с ответами на следующем слайде. Слайд №40.



Дети сверяют ответы.



Воспитатель. Расставьте, пожалуйста, цифры в порядке возрастания



Дети выполняют задание.



Воспитатель. А если вы сомневаетесь, то можете сделать проверку, посмотрев на следующий слайд. Слайд №41.



Дети сверяют ответы.



Воспитатель открывает следующий слайд №42.



Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?



Дети перечисляют предметы и цифры, изображенные на слайде.



Воспитатель. Что же могут обозначать эти рисунки? Я думаю, это еще одна загадка жителей Страны Сказок. Предлагаю взять наши карточки с буквами и составить слово по первым звукам, расставляя их под цифровыми карточками.



Дети выполняют задание.



Воспитатель. Что у вас получилось? Правильно или нет: мы узнаем, посмотрев следующий слайд.



Воспитатель открывает слайд №43.



Воспитатель. Вы все сегодня хорошо потрудились, каждый из вас МОЛОДЕЦ!


ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

  • Дети, Вам понравилось путешествие по Стране Сказок?

  • Вспомните, в каких сказках мы побывали?

  • Кому и как мы помогли?

- Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, вы убедились, что математика - очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся! А воздушные шары – вам в подарок от сказочных героев.



Список литературы.



Математика и логика для дошкольников. Е.В.Соловьева. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе ''Радуга''. М.: ''Просвещение'' 2000;

Е.В. Колесникова Развитие математического мышления у детей 5-7 лет.

Сценарий учебно-практических занятий. М.: 1998;

Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина. И учеба и игра: математика.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:

''Академия развития'', 1997.

Праздник числа. В.В.Волина. М.: АСТ-Пресс, 1997.


9