Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе о величине предметов и измерении величин «Варенье»
Подготовила:
Воспитатель
Гончаренко Елена Сергеевна
Цель:
Формирование представлений о величине предметов и измерении величин.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру, ширине, высоте.
- Учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру.
- Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику.
Развивающие:
- Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.
Демонстрационный материал: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка.
Раздаточный материал: Тарелочки для раздаточного материала, ленты, образцы полосок, яблок, деревьев и банок разной величины .
1. «Ленты»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель - Ребята возьмите каждый свои ленты.
- Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне (ответы детей).
- Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске (ребёнок работает у доски).
- Давайте скажем, какие ленты у нас по цвету? (ответы детей)
- Пусть Маша подойдёт к доске и скажет нам какие ленты у нас по ширине (самая широкая, уже, ещё уже, ещё уже, самая узкая) (ответ ребёнка).
- А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету. (Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже зелёной, но шире жёлтой, жёлтая ещё уже сиреневой, но шире розовой, розовая уже жёлтой, но шире оранжевой, оранжевая самая узкая) (ответ ребёнка).
- Ребята, все согласны с ответом Тани? (ответы детей)
- Так какая лента самая узкая? (ответы детей)
- Какую ленту надо взять Карамельке для банта? (ответы детей)
Вот и книжка нам показывает, что надо взять оранжевую ленту для банта, так как она самая узкая.
2. «Дорожки»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель - Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по самой длинной дорожке. Поможем котятам найти самую длинную дорожку?
Дети - Поможем!
- Посчитайте дорожки.
- Назовите их по цвету?
- Давайте вы расположите дорожки от самой длинной до самой короткой. А Надя сделает это у доски (вызвать одного ребёнка к доске для расположения дорожек).
- Надя, какие по длине получились дорожки?
- Ребята вы тоже так думаете?
- Как вы думаете, по какой дорожке надо идти котятам? (Ответы детей).
- А почему?
- Правильно. Вот и книжка показывает, что красная дорожка самая длинная и именно она ведёт в сад.
3. «Деревья»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель: Для того что бы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки с самого высокого дерева, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево.
- Посчитайте деревья.
- Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя а Наташа сделает это у доски (вызвать ребёнка к доске и попросить расположить и назвать по величине (самое высокое, ниже, самое низкое )).
- Ребята, вы согласны с ответом Наташи?
- Таня, покажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам. (Вызвать одного ребёнка)
- Таня, а почему котятам надо сорвать яблоки именно с этого дерева? (ответ ребёнка)
- Какие вы молодцы! Вот и в книжке мы видим, что самые красные и спелые яблоки растут на самом высоком дереве. Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки.
- А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:
Физкультминутка
Шли по крыше три кота, Три кота Василия. (Ходьба на месте) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись) Сели Васи на карниз, (Присели) Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз) И сказали три кота: (Поднимаемся) - Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем) - Свое место занимайте.
4. «Яблоки»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель:
- Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Давайте тоже поможем им в этом деле.
- Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого.
- Катя сделай это на доске (работа ребёнка у доски).
- Таня назови их по величине (ответ ребёнка ).
- Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.
- Настя, а почему мы выбрали именно эти яблоки? (ответ ребёнка )
5. «Банки»
Работа детей с раздаточным материалом.
Воспитатель: - Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Давайте поможем котятам выбрать одинаковые банки для варенья.
- Посчитайте банки.
- Выберите одинаковые банки.
- Покажите, в какие банки нужно разлить варенье.
Заключительный этап
- Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье.
Сели всей семьёй пить с ним чай.
А помогли им в этом - вы ребята.
- Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?
- Чем мы помогли трём котам?
- Из какой ленты Карамелька сделала себе бант?
- По какой дорожке котята пошли в сад?
- С какого дерева нужно было сорвать яблоки?
- Из каких яблок надо было сварить варенье?
- Понравилась вам история?
- Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания и мы обязательно в следующий раз их выполним.
Спасибо за
внимание !!!