МАДОУ «Детский сад «Солнышко» пос. им. Карла Либкнехта»
Курчатовского района Курской области
Конспект
занятия по ФЭМП на тему:
«В поисках Чебурашки»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель:
Родионова Светлана Юрьевна
2019 г.
Цель: Выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, прямого и обратного счёта, знания состава числа.
Закреплять умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, делить предмет на 2 и более части, распознавать и называть геометрические фигуры, измерять длину предмета с помощью условной мерки.
Развивать способность ориентироваться в пространстве и во времени.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10, геометрические наборы, карандаши, ножницы, карточки с тремя полосками, листы бумаги, картинки с изображением мальчиков и девочек, щенков, цифры, карта, Чебурашка, крокодил Гена, ширма, ящик с апельсинами, Шапокляк.
Под музыку входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки. А ещё я принесла с собой «Доброе утро». Подставляйте ладошки и передавайте его друг другу (воспитатель кладёт «доброе утро» в ладошки ребёнку, а он передаёт дальше)
А теперь, давайте «выпустим» Доброе утро» в группу!
Все дети (раскрывают ладошки, дуют) Доброе утро!
Воспитатель: Давайте присядем на коврик.
Ребята, вы стали большими, и совсем скоро станете школьниками. А чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать и многое уметь.
Сегодня мы будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность.
Воспитатель замечает крокодила Гену.
Воспитатель: Кто это к нам в гости пришёл?
Крокодил Гена: Привет! Да, я – Гена, крокодил.
Воспитатель: Очень приятно. Зачем ты к нам пожаловал?
Крокодил Гена: Молодой крокодил ищет друзей.
Воспитатель: Ты пришёл туда, куда надо: все ребята нашей группы могут стать твоими друзьями.
Крокодил Гена: Я этому очень рад! Только, где же делся Чебурашка? Чебурашечка?!
Воспитатель: Вот в чём дело? Ты ищешь Чебурашку! Ребята, вы не видели Чебурашку? Посмотрите по сторонам.
Появляется Шапокляк.
Шапокляк: Ха-ха-ха! Вы никогда не найдёте Чебурашку!
Воспитатель: Почему же не найдём?
Шапокляк: Потому что только я одна знаю место, где спрятался Чебурашка и только умные дети смогут его найти.
Воспитатель: А у нас очень умные дети!
Шапокляк: И они знают, какое время года сейчас?
А назовите все времена года.
Назовите весенние месяцы.
Воспитатель: Вот видишь Шапокляк!
Шапокляк: А какой сегодня день недели?
Воспитатель: А вчера, какой был день недели? А завтра? А сколько всего дней в неделе?
Шапокляк: А можете вы знаете части суток?
А какая сейчас часть суток?
А после утра, какая часть суток идёт?
А спать вы, когда ложитесь?
А родители из детского сада, когда забирают?
Шапокляк: Это, конечно, очень хорошо, но вот, если ваши дети смогут справиться с самыми труднейшими заданиями, то найдётся Чебурашка, а не смогут… Ха-ха-ха! Удачи вам, неудачники!
Шапокляк убегает.
Воспитатель: Это мы ещё посмотрим, кто из нас неудачник! Правда, ребята? (шепчет) Шапокляк ещё не знает, что вы уже многое знаете и умеете! Ребята, посмотрите, Шапокляк оставила нам подсказку. (делает вид, что читает) Точно! Если мы справимся с этими заданиями, мы найдём Чебурашку.
Воспитатель: (Показывает детям лист с изображением геометрических фигур) Смотрите, это карта, которая поможет нам найти Чебурашку. Выполняем одно задание – заштриховываем один четырёхугольник. Выполняем следующее – заштриховываем ещё один. Напоминаю, заштриховывать нужно будет, только четырёхугольники. Если выполним все задания, пройдём по дорожке из заштрихованных четырёхугольников прямо к Чебурашке.
Воспитатель вывешивает «карту» на доску.
Воспитатель: Всё понятно? Давайте присядем на свои места.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение, с которого мы начинаем наши занятия и приступим к работе.
Дети: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
Воспитатель учит нас.
Воспитатель: Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, вычитать, прибавлять.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинуться с места любая работа.
А теперь с хорошим настроением начнём выполнять.
Нам необходимо решить задачу.
Но сначала скажите, из каких частей состоит задача?
На прогулку вышли 4 девочки и 2 мальчика.
Воспитатель на доску вывешивает картинки 4 девочек и 2 мальчика.
Это задача?
Что я забыла задать вам?
Помогите мне придумать вопрос.
Кто мне сможет повторить всю задачу?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Кто же уже может решить задачу?
Один ребёнок и доски, а остальные на местах решают задачу.
Воспитатель: А кто из вас сможет нарисовать модель решения задачи?
Молодцы! Слушаем ещё задачу и сразу составляем решение:
Пять щенков едят из миски
Оля кормит их борщом.
Вот один уже наелся.
Сколько кушает ещё?
Воспитатель: Молодцы, справились с задачами.
Теперь надо заштриховать один из четырёхугольников на карте сверху вниз.
Один ребёнок идёт к карте и заштриховывает.
Молодцы! Следующее задание. Давайте вспомним состав числа.
Вывешиваю домик с пустыми окошками.
Нужно поставить в пустые окошки числа так, чтобы в сумме на каждом этаже было 4.
Кто смелый и пойдёт к доске заселять этот домик?
А мы с вами проверяем и сигналим, согласны вы со своим товарищем или нет.
А теперь нам нужно вспомнить состав числа 5.
4
5
Молодцы! Можем заштриховать следующий четырёхугольник снизу вверх.
Воспитатель: Для 3 задания приготовьте ладошки, мы с ними немного поиграем, а в конце игры вы мне ответите, что вы делали.
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись:
1, 2, 3, 4, 5 – захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись 6, 7, 8, 9, 10 – веселятся вместе.
Но спать пора обратно всем
10, 9,8 ,7, 6 – калачиком свернулся,
5 – зевнул и отвернулся.
4, 3, 2, 1 – снова в домик мы спешим.
Кто же мне ответит, что мы с вами делали сейчас?
А какой это был счёт?
А кто посчитает от 10 до 20, а ещё посчитайте от 20 до 10.
Молодцы и с этим заданием справились.
Нам надо заштриховать ещё один четырёхугольник слева направо.
Воспитатель: Для следующего задания нам понадобятся карточки с тремя полосками.
Вам необходимо из счётных наборов взять 6 жёлтых квадратов и выложить их на верхней полоске. На что мы всегда должны обращать внимание?
А на вторую – 5 зелёных треугольников.
На доске карточка с тремя полосками с геометрическими фигурами.
Вызываю одного ребёнка к доске.
Воспитатель: Сколько квадратов на верхней полоске?
Сколько треугольников на нижней полоске?
Чего больше квадратов или треугольников?
На сколько квадратов больше?
Чего меньше?
На сколько меньше?
А что необходимо сделать, чтобы квадратов и прямоугольников стало поровну?
Я с уверенностью могу сказать, что квадратов столько сколько треугольников.
Положите геометрические фигуры на место.
А сейчас найдите шестиугольники и на верхнюю полоску положите 3 шестиугольника.
А на вторую полоску, положите кругов на 1 больше, чем шестиугольников.
Сколько же кругов вы положили?
Воспитатель: Следующий четырёхугольник на нашей карте заштрихуем справа налево.
Предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку.
Воспитатель: И приступаем к следующему заданию.
У вас на столе красивые ленты. Положите ленту перед собой. Мы должны её измерить. В качестве условной мерки возьмём из набора счётную палочку. И не забыли взять правильно в руку простой карандаш.
Помним! Измерять начнём от края ленты. При этом обязательно нужно отметить конец мерки карандашом. А затем переносим мерку к отметке и продолжаем измерение.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Теперь осталось посчитать, сколько раз мы сделали отметки карандашом?
Чему равна длина нашей ленты?
Ребята, мне нужна ваша помощь. Ленточка у меня одна, но мне очень нужно сделать так, чтобы их стало две, да к тому же одинаковых. Как вы думает, что мне нужно для этого сделать?
Дети предлагают варианты выполнения задания.
Воспитатель: Чтобы разделить ленту на две равные части мы должны сначала её сложить пополам, выровнять края, углы, а затем разрезать ножницами по линии сгиба.
Теперь вы возьмите свои ленты и разделите на две разные части.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: На сколько частей вы разрезали ленту?
Как называется одна такая часть?
Вот и это задание мы выполнили. Берём фломастер и заштриховываем четырёхугольник любым удобным вам способом.
Проверьте, есть ли ещё четырёхугольники на карте?
Воспитатель обращает внимание на ящик.
Воспитатель: Кажется, мы добрались до Чебурашки, потому что заштриховали все четырёхугольники. Осталось открыть ящик. Только как это сделать?
Достаёт лист из конверта и делает вид, что читает.
Воспитатель: Оказывается, тут осталось последнее задание. Если мы его выполним, сможем открыть ящик.
Нам необходимо выполнить графический диктант. Но сначала, давайте разомнем наши пальчики и заставим нашу голову работать ещё лучше. Положили руки на стол, ладонями вниз. Теперь подняли правую руки, сжали её в кулак. Упражнение называется «Кулак, ребро, ладонь». Так выглядит кулак, так – ребро, а так ладонь. Стараемся еле слышно коснуться до стола. Можете себе помогать, проговаривать вместе со мной. Делаем по три раза, сначала правой рукой, потом левой, а затем обеими.
Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
Возьмите лист бумаги и простой карандаш. Будьте предельно внимательны, при написании графического диктанта. Повторяю один раз. Итак, поставили карандаш на красную точку:
Воспитатель: У нас получился ключ! Правильно!
Открывает коробку и достаёт игрушку Чебурашку и апельсины.
Появляется крокодил Гена.
Крокодил Гена: Чебурашка! Как я рад нашей встрече с тобой! Ребята, спасибо вам большое, что помогли найти моего друга.
Появляется Шапокляк.
Шапокляк: Ой, ребята, я была не права. Вы справились с такими трудными заданиями и вас можно уже отправлять в школу. До свидания!
Итог: Ребята, вам понравилось занятие?
Чем вы занимались на занятии?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мы с вами сегодня сделали доброе дело, помогли встретиться двум хорошим друзьям. Мы молодцы!