КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
644700, Омская область, р. п. Шербакуль, ул. Советская, 104 Тел/факс: 8(381—77) 2-14-61/2-11-53
Конспект занятия по ФКЦМ «Правила дорожного движения» для детей старшего возраста с ОНР
Подготовила: воспитатель Рогова Н.Д.
2021 г
Конспект занятия по ФКЦМ «Правила дорожного движения» для детей старшего возраста.
Цели: Углубление знаний детей по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения.
Задачи:
Расширять представления о правилах дорожного движения.
Уточнять представления о работе светофора.
Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Материалы и оборудование : дорожные знаки, светофор, сюжетные картины, мячик, картинки – пазлы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как правильно переходит дорогу, по которой едут машины? (Ответы детей). Правильно. Дорогу надо переходит с мамой или с папой за руку, не выбегать на дорогу, чтобы не задавила машина.
Но очень скоро вы пойдете в школу, и вам самостоятельно придется, переходит дорогу, гулять по улице. Вам необходимо знать правила поведения на улице, где можно играть, а где нельзя. Знать все на доске дорожные знаки, которые помогут ориентироваться на улице.
Для этого мы все сегодня отправимся в страну правил дорожного движения, где живут все дорожные знаки. Ну что отправимся в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Представляем, что мы с вами пассажиры автобуса, а водитель Асылбек. А как нужно вести себя в общественном транспорте? (Ответы детей)
Воспитатель:
В общественном транспорте, пассажиры ведут себя спокойно. Разговаривают тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь. Оплачивать за проезд. Не высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженое. Крепко держаться за поручни.
Воспитатель:
- А сейчас скажите мне обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.
Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Выходим все из автобуса.
-Что это за знаки впереди?(Дети подходят к доске, где висят картинки знаков)
Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут». (Пешеходный переход)
Посмотрите, знак опасный –
Человечек в круге красном
Перечеркнут пополам.
Виноват он, дети, сам.
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
По дороге здесь, друзья,
Никому ходить нельзя. (Движение пешеходов запрещено).
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка).
Место есть для перехода.
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали.
Где ходить всем указали.(Пешеходный переход).
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?(Подземный переход)
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!(Осторожно, Дети)
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!(Знак «Дорожные работы»)
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.(Движение на велосипедах запрещено)
Чудо-конь— велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!(Велосипедная дорожка)
Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ...(Дорожный знак)
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
Воспитатель: Внимание, мы теперь пешеходы. Пешеход должен соблюдать свои правила. Какие? ( Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Пешеходы должны двигаться по тротуарам по правой стороне, переходить дорогу можно по пешеходному переходу, сначала надо посмотреть налево, потом направо, пешеходы должны соблюдать сигналы светофора и регулировщика.
Идем дальше.
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный! Желтый! Зеленый!
Самый строгий - (красный свет),
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай нас совет:
Жди! Увидишь скоро
В середине (желтый свет),
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: препятствий нет,
Смело в путь (иди)
Физкультминутка «Светофор»
Дети встают в круг. В руках у воспитателя три круга. Будьте внимательны. Показываю:
Зелёный кружок – топайте ногами,
Жёлтый кружок – хлопайте руками,
Красный кружок – тишина!
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сигналы светофора.
Воспитатель:
На пути ребят – дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Так давайте, выходите,
Быстро знаки соберите!
Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.
Воспитатель: А мы продолжаем. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
3. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)
4. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
5.Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6.Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7.На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8.С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару).
Итог: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (краткий опрос по занятию).
- В какие игры мы с вами сегодня играли? (Ответы детей)
Если вам понравилось занятие, то похлопайте в ладоши, если не очень потопайте ногами! (Выполняют движения)