Конспект занятия по формирование безопасного поведения на дорогах в средней группе
Тема: «Играем, правила дорожные изучаем!»
Воспитатель 1 квалификационной категории Веденеева Татьяна Васильевна
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, используя понятия: пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход; уточнить и расширить представления детей об улице, о работе светофора.
Задачи:
Обучающие. Познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами; выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах
Развивающая: Развивать целенаправленное внимание, восприятие, умение ориентироваться в пространстве; развивать познавательную активность как участника дорожного движения;
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения на улице, воспитывать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные
знания в повседневной жизни.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко
2.Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему селу. Как называется наше село? Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
Воспитатель: Как сейчас мы называемся?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар
Воспитатель: А кто знает, как называется дорога, по которой ездят машины?
Дети: Проезжая часть
Воспитатель: А какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Воздушный, водный, наземный.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А по дороге какой вид транспорта движется? (Наземный) А какие машины видели вы? (Легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы).
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в водителей разных машин. Возьмите их и попробуйте ездить все вместе по проезжей части. (Дети ездят по дороге).
Воспитатель: Вот вы едите и друг другу мешаете. Как вы думаете, почему? Что помогает нам избежать аварий? (Нам помогают дорожные знаки. Это потому, что есть чѐткие и строгие правила и знаки для водителей и пешеходов).
Воспитатель: А какие знаки бывают? Давайте посмотрим, вспомним знаки, которые мы уже знаем.
-Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это - («Пешеходный переход»)
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни
Зеленый, желтый, красный. («Светофор»)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что означают сигналы светофора?
Дети: Красный сигнал – переходить дорогу нельзя, желтый - подождать, зеленый - можно идти.
Воспитатель: При переходе дороги по пешеходному переходу, посмотрите на наш светофор, и будем переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети («Осторожно, дети!»)
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет. («Движение на велосипеде запрещено»)
Воспитатель: Ребята, сейчас на нашей дороге есть и знаки, и светофор! Давайте снова возьмем машинки и проедем по дороге согласно сигналам светофора и дорожным знакам.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам отдохнуть немного и поиграть.
Физкультминутка.
Мы по улице гуляем
Вместе весело шагаем
Руки дружно поднимаем
К тротуару подошли.
Стоп, здесь переход!
Влево. Вправо посмотри
Ты же пешеход
Не машин, иди ты смело
Вот как правильно смогли
Мы дорогу перейти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел!
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …
(светлячок)
Воспитатель: Правильно, это светлячок! Какая у светлячка особенность?
(светиться в темноте)
Воспитатель: А может человек светиться в темноте?
(ответы детей)
Воспитатель: Когда раньше не было ни знаков, ни светофора, на дорогах было темно. Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал первый светоотражающий элемент и обозначил им обочины. А подсказала ему, как обезопасить передвижение и сохранить свое здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора березы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому березы стали сажать вдоль дорог, и они играли роль первых фликеров.
А сейчас , следуя по проезжей части днем, мы видим на всем ее протяжении совершенно обычные знаки. Но как только наступит темнота, знаки от света фар автомобилей вспыхивают яркими огнями. А почему они вспыхивают от света фар? (Ответы детей) .
Это потому что знаки покрыты светоотражающей краской. Такой эффект достигается с помощью напиленных на знак или дорожную разметку маленьких стеклянных шариков.
Потом человек задумался над тем, как же обозначить себя? И были придуманы световозвращающие ленты, повязки, брелки и многое другое. А пешеходам помогают светоотражатели и фликеры.
Это специальные светоотражатели , которые приклеивают на одежду и человек в темноте становится заметным, когда на него светят фары автомобиля.
Ребята, фликеры бывают разными, это могут быть и браслеты, и значки, и брелки-подвески, термонаклейки. Их можно разместить на рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.
Рекомендуется крепить фликеры с двух сторон одежды и коляски, чтобы человек был виден обоим потокам движения.
Вот мы познакомились с фликером.
Воспитатель: Ребята, Светлячок передал коробку. Как вы думаете, в этой коробке темно или светло?
(ответы детей)
- Давайте представим , что в этой коробке у нас ночной город, с домами , дорогой , пешеходным переходом и пешеходом, представили?
А теперь я предлагаю посмотреть в нашу коробку, что вы видите?
Всё правильно одежда у нашего пешехода светиться, потому что она из светоотражающего материала, и водитель всегда сможет увидеть такого пешехода.
Для рабочих тоже нашивают светоотражающие полоски на комбинезоны, инспектора ГИБДД носят желтые жилетки, а для детей тоже пришивают такие отражатели прямо на одежду!
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, молодцы! А сейчас, давайте вспомним:
На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Где пешеходы могут переходить улицу?
Что защищает пешехода в тёмное время суток?
Что такое «фликер» и для чего он нужен?
Воспитатель: Правильно, молодцы! Чтобы вы не забывали про безопасность на дорогах, светлячок приготовил для вас подарки- значки- фликеры! Спасибо большое вам! Берегите себя!
Cписок использованной литературы:
1.Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина, Е.Е.Воронина, В.Н.Попов / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016. – 100 с.
2.Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Познавательное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Сост.: Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина, Л.Р.Габдурахманов, Р.Н.Минниханов, В.Н.Попов; Под общей ред. Р.Н.Минниханова, - Казань: ООО «Фолиант», 2017. – 248 с.
3.Обучение детей безопасному поведению на дорогах: методические рекомендации для работы с родителями / Р.Ш.Ахмадиева, М.Г.Белугин, М.Х.Валиев, Е.Е.Воронина / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБЖД»,2014. – 112 с.
4.Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебнометодическое пособие / Сост.: Р.Г. Бадртдинова, О.Н. Ахметзянова, З.Р. Гайфутдинова, Р.Р. Гильфанова, М.Н. Осетрина, Л.Н. Козлова, И.В. Нагаева, С.К. Фахриддинова, Р.Р. Харисова / Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2018. – 80 с. с илл
5.Попов В.Н. Транспортные средства / В.Н. Попов; Под ред. к.т.н. Р.В. Рамазанова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2015. – 36 с.
6.Зеленый огонек-2016: сборник материалов республиканского семинара-совещания по итогам смотра-конкурса среди воспитателей и Доо Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек-2016» (7-8.04.2016, г.Зеленодольск) / Под общей ред.Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБДЖ», 2016. – 160 с.
7.Зеленый огонек – 2018: сборник материалов республиканского семинара-совещания сотрудников подразделений ГИБДД, сотрудников отделов (отделений) профилактики ГБУ «БДД» и специалистов (методистов) органов управления образования по итогам смотра-конкурса среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек – 2018» (5–6.04.2018, г. Мамадыш); Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2018. – 128 с. с илл