СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Шуршик-лесной житель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие нацеливает детей на систематизацию знаний по теме : "Деревья"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Шуршик-лесной житель»»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Шуршик-лесной житель»



Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья»

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора родственных слов;

- развивать навыки словообразования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

развивать навыки словоизменения и согласования количественных числительных с существительными;

- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, упражнять в составлении сравнительных рассказов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в лесу.



Оборудование: Игрушка лесного жителя-Шуршика, картинки деревьев, раскраски, цветные карандаши, цифры 1, 3, 5., листья с заданиями.



Ход

1.Организационный момент.

Логопед:- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел лесной житель Шуршик.

Он живет в дремучем лесу и много знает про лес и деревья. Он пришел к нам со своими заданиями и подарками для вас. Посмотрите ребята, в руках у Шуршика разные листочки. На каждом листе свое задание. Давайте начнем выполнять. Итак, первое задание на первом листочке.

1.Отгадайте загадки

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Берёза


Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

Дуб


Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Елка




С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

Липа


Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.

Осины

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

Сосна


То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?

Тополь



Логопед: Молодцы ребята, справились. Назовите одним словом эти отгадки.

(Деревья) Верно, мы с вами идет дальше и наш Шуршик нам предлагает следующий лист с заданиями.


2. «Назови ласково»

Береза-юберезка

Дуб-дубок

Елка-елочка

Липа-липочка

Осина-осиночка

Сосна-сосенка

Тополь-тополек


Логопед: Ребята, вы каждый живете в семье, и кто вы приходитесь друг другу? (родственники) Представляете у слов тоже бывают родственники.

Вас с родней объедение одна фамилия, а слова один корень-общая часть слова.

Следующее задание от Шуршика:


3. Родственные слова.

Посмотрите на картинки и назовите их.

(Береза, береста, березовый сок, березняк, березовый веник, подберезовик)

Шуршик спрашивает, что объединяет эти слова? ( все они относятся к слове береза)

Логопед: Шуршик немного устал и хочет отдохнуть. Следующее задание на листике: физминутка от Шуршика.

4.Физминутка

Руки вверх мы поднимаем

В ветки руки превращаем (вытянутые руки вверх)

Ветер по полю гулял

И деревья покачал (наклоны вправо-влево)

Листья сильно зашуршали

Зашумели и отпали

Шу-шу-ши-ши

Так шумели малыши (потирают ладошки друг об друга и произносят слоги)

5. Шуршик просит нас помочь ему разобраться в двух деревьях.

Сравните дуб и ель по плану. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Это деревья. У них есть корни, стволы, кора, ветви, плоды…

Дуб – лиственное дерево, ель – хвойное. Ель выше дуба. У дуба ствол толстый, у ели …; у дуба листья, у ели – хвоя, у дуба крона овальная, у ели – треугольная. У дуба – желуди, у ели – шишки).



6. Логопед: следующая игра от Шуршика

«Один-много»

Один лист-много листьев

Один лес-много лесов

Один дуб-много дубов

Один пень-много пней

Одна осина-много осин

Один ствол-много стволов

Один кедр-много кедров



В лесу очень много и деревьев, листьев, плодов. Шуршик их постоянно пересчитывает, т.к. он хозяин леса.

7. Следующий листочек с заданием от Шуршика :

«Посчитай и назови»

1 лист, 3 листа, 5 листов

1 пень, 3 пня, 5 пней

1 береза, 3 березы, 5 берез

1 желудь, 3 желудя, 5 желудей

1 ствол, 3 ствола, 5 стволов

1 орех, 3 ореха, 5 орехов


Ребята! Наш Шуршик очень довольный вашей работой. Ему понравилось, как вы отвечали на его задания. Он приглашает вас к себе в гости в лес. Но, прежде чем идти в лес, нужно знать правила леса.

Как себя нужно вести в лесу? (ответы детей)

Не оставлять мусор в лесу.

-Не ломать ветки и деревья.

-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет.

- Не рвать цветы, они быстро вянут.

-Не ловить бабочек, жуков, птиц, животных. Убирать за собой мусор…


Он вам хочет подарить подарки. Это раскраски с его фотографией на память.


Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунки.

Итог

Логопед: Ребята, кто к нам приходил сегодня в гости?

Зачем он к нам пришел?

Что вам понравилось на занятии?