Конспект занятия по ФЦКМ «Незнайка в стране насекомых» (старшая группа)
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
• продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Ход.
1. Введение в учебно - игровую ситуацию (мин)
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас).
Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).
Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).
Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей).
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей).
Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе от Незнайки. Он пишет, что очень хотел бы попасть в страну насекомых и увидеть их разнообразие. Присаживайтесь на стулья, ребята. Я вам загадаю загадки, а вы будете их отгадывать.
2. Основная часть.
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
(Пчела)
Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых).
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов).
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги).
Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю).
Физкультминутка: Бабочка
Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками.
На лугу цветы считает. Считаем пальчиком.
— Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши.
Ох, считать не сосчитать! Прыжки на месте.
За день, за два и за месяц. Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять. Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками.
Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.
3. Заключительная часть.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.
Молодцы ребята!
Массаж рук «Божья коровка»
Божья коровушка, «Пробегают» пальцами правой руки по
Полети на облышко, левой руке от кисти к плечу.
Принеси нам с неба, «Пробегают пальцами по правой руке.
Чтобы были летом
В огороде бобы, Поглаживают правой ладонью левую руку
В лесу ягоды, грибы, от кисти к плечу.
В роднике водица, Также поглаживают правую руку.
Во поле пшеница.
(Русская народная приговорка)
1.Упражнения на дыхание: «Лови комара»--И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой; 2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза. «Муха в паутине»--И.п.: о.с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох); 2-на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.
2.Массаж биологически активных точек лица «Оса». Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски. Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем основание бровей. Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам. Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.
3.Упражнения для язычка: 1.«Хоботок комарика»--сомкнутые губы вытянуть вперед. 2.«Шмель»--рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж». 3.«Комарик кусает»--узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 4.«Бабочка летает вокруг цветка»--приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. 5.«Кузнечик»--широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов. 6.«Пчела»--улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. 7.«Моторчик стрекозы»--улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону