СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по Изобразительной деятельности «Красота Донской земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель образовательной деятельности.

Формирование у дошкольников интереса к народной культуре Донского края через Семикаракорскую роспись в процессе развития художественно-творческих способностей посредством рисования традиционных узоров.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по Изобразительной деятельности «Красота Донской земли»»

Программа дополнительного дошкольного образования
по народному декоративно-прикладному искусству

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»







Конспект занятия по Изобразительной деятельности
(рисование):

«Красота Донской земли»

народный промысел «Семикаракорская роспись»

для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 года)









Автор-составитель: Карпенко Инна Владимировна,

Воспитатель I квалификационной категории














Донецк, Ростовская область

2019

Цель образовательной деятельности.

Формирование у дошкольников интереса к народной культуре Донского края через Семикаракорскую роспись в процессе развития художественно-творческих способностей посредством рисования традиционных узоров.

Задачи образовательной деятельности.

Образовательные:

  • Расширить представление о Семикаракорской росписи.

  • Расширить представление об обычаях и традициях Донских казаков.

  • Закрепить знания об изделиях донского фаянса.

  • Научить выделять характерные особенности Семикаракорской росписи: узоры, орнаменты, цветовая гамма.

  • Обучить созданию узоров в изображении традиционных элементов, орнаментов и сюжетов Семикаракорской росписи.

  • Учить детей придумать собственные узоры в традициях Семикаракорской росписи.

  • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и интерес к народному декоративно-прикладному искусству России и Дона.

  • Формировать понятие о Семикаракорской росписи.

  • Развивать чувство эстетического восприятия народных промыслов, художественного вкуса.

  • Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью.

  • Развивать художественно-творческие способности дошкольников.

  • Развивать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания на практике.

  • Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

  • Развивать умение выслушать друг друга.

  • Развивать коммуникативные навыки.

  • Развивать связную речь у детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Донской культуре, чувство патриотизма, любовь к Родине.

  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за декоративно-прикладное творчество России и Донского края.

  • Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству Донских мастеров.

  • Воспитывать желание создавать прекрасное художественным творчеством.

  • Воспитывать заботливое, гуманное и толерантное отношение к окружающим.

  • Воспитывать культуру поведения на занятиях и в детском саду.

  • Воспитывать чувство коллективизма.

Тип образовательной деятельности.

Совершенствование знаний, умений и навыков.

Виды детской деятельности.

Речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, продуктивная, двигательная активность.

Форма образовательной деятельности.

Комбинированное познавательное занятие с игровойпрограммой в вопросах и ответах с элементами театрализации.

Интеграция образовательных областей.

«Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Продолжительность.25-30 минут.

Участники. Воспитанники подготовительной группы детского сада (6-7 лет).

Словарная работа.

Фольклорные казачьи мотивы, многоцветье красок, от скуки бери дело в руки, против неба – в чистом поле, вымахал, великан с ноготок, цветок солнца, погутарить, плетень, злословить, черешки.

Оборудование и материалы.

Инсталляция «Повседневная жизнь казаков»: макет казачьего куреня, фигурки животных и казака с казачкой.

Изображения посуды из донского фаянса с Семикаракорской росписью, предметы Семикаракорской посуды, большой металлический поднос, хохломская и гжельская посуда, ларец; волшебные «лепесток» с изображением зеленых, синих, желтых, красных «даров» донской степи, с изображением представителей донской фауны, сюжетных картин из жизни и быта донских казаков; большой круг с изображением семикаракорских изделий, изображения подсолнуха летом и осенью; бумажный шаблон блюда, гуашевые краски, палитра, кисть круглая № 2, 4, подставка под кисть, баночка для воды, губка, салфетки (для каждого ребенка);

Костюм донской казачки.

Ноутбук и звуковые колонки. Аудиозаписи народных казачьих песен.

Предварительная работа.

  • Беседа об истории Семикаракорской керамики и её изделиях «Донской фаянс».

  • Дидактические игры «Угадай промысел» и «Пословицы и поговорки».

  • Просмотр презентации и мультфильма об истории Семикаракорской керамики её изделиях.

  • Просмотр мультфильмов об истории и быте донских казаков.

  • Просмотр презентации, мультфильмов и обучающих видеороликов природа Донского края.

  • Просмотр презентации, мультфильмов и обучающих видеороликов Донская фауна.

  • Беседа о казачьем фольклоре.

  • Беседа о подсолнухе.

  • Беседа о строении растений, просмотр презентации, мультфильмов и обучающих видеороликов.

  • Чтение художественной литературы.

Методы и приемы работы с детьми.

  • Беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мыслительной деятельности.

  • Подвижные и малоподвижные игры с выполнением логических заданий.

  • Показ и рассматривание иллюстраций предметов народного декоративно-прикладного творчества.

  • Изучение готовых изделий Семикаракорской посуды.

  • Активный диалог, требующий развернутого ответа и побуждающий к мыслительной деятельности.

  • Дидактические игры на логику и сообразительность.

  • Практическое задание с репродуктивными действиями.


ХОД

образовательной деятельности


На столе расположена инсталляция «Повседневная жизнь казаков»: макет казачьего куреня, фигурки животных и казака с казачкой. На доске развешены изображения посуды из донского фаянса с Семикаракорской росписью. На другом столе предметы Семикаракорской посуды.

У входных дверей детей встречает воспитатель в костюме донской казачки.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Здорово живёте! - как говорят на Дону. Веселья вам и радости! Проходите, не стесняйтесь.

Дети становятся полукругом около инсталляция «Повседневная жизнь казаков».

Откуда вы?

Дети отвечают: С Дона!

Мы донские казаки!

На Дону живём мы испокон веков,

Нету переводу роду казаков.


Ребята, посмотрите на старинную донскую станицу.

Дети рассматриваю инсталляцию.

  1. Давным-давно поселились в степном краю вольнолюбивые,гордые люди и прозвали их как? (Дети отвечают: Казаками. Воспитатель указывает на инсталляцию).

  2. В народе говорят: «Мой дом – моя крепость».Как назывался дом казака? (Дети отвечают: Курень. Воспитатель указывает на инсталляцию).

  3. Кто был верным другом и товарищем казака? (Дети отвечают: Конь. Воспитатель указывает на инсталляцию).

Не зря на Дону говорили:

Казак с конем и ночью, и днем.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казаку конь дороже себя.

  1. Как называются селения, в которых живут казаки?(Дети отвечают: Хутор, станица).

Молодцы, ребята, на все вопросы ответили!

Давайте, сядем рядком, да погорим ладком.

Дети садятся на стульчики. Звучит народная песня «Как за доном, за рекой».

Воспитатель: Есть станица на Дону

Не чета другим - которым…

И станица эта Семикаракоры.

И кому с тобой сравниться,

Знаменитая станица!

Чем же, чем она славна?

Да просторными полями,

Да степными табунами,

Виноградами – садами.

И умелыми мастерами.

(Показывая на семикаракорскую посуду) Что это за чудо чудное, диво дивное? Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые!

Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.

(Обращаясь к детям) Ребята, вы сможете узнать семикаракорскую посуду?

Воспитатель ставит перед детьми поднос с изделиями народных мастеров: семикарокорская, хохломская и гжельская посуда. Детям предлагается выбрать семикаракорские изделия.

Проводится игра «Узнай предмет».

Воспитатель(показывая на семикаракорскую посуду): Как говорили в старину, семикаракорская посуда «с душой». Она выполнена в лучших традициях донского края и каждое изделие расписаномастерами вручную.

Отличительная особенность семикаракорской керамики, которую называют «Донской фаянс», в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции.

Дети рассматриваю семикаракорские изделия.

Воспитатель(обращаясь к детям): Казачата мои, хотите узнать секреты донских мастеров? (Дети отвечают: Да).

Я возьму ларец старинный.

Много тайн он хранит.

Воспитатель достает ларец и ставит перед собой.

(Колдуя над ларцом) Возврати нас вглубь веков,

Раскрой секреты казаков!

Динь-дон! Динь-дон!

Дети повторяют вместе воспитателем волшебные слова «Динь-дон! Динь-дон!».

Звучит волшебная музыка. Воспитатель открывает ларец.

Воспитатель: На донских просторах

Дивные узоры,

И каждый уникален как драгоценный самоцвет.

(Обращаясь к детям и указывая на семикаракорскую посуду) Вглядитесь в эту красоту! Красок многоцветье встретите вы здесь! Назовите цвета семикаракорской росписи.

Дети отвечают: Зеленый, синий или голубой, желтый, красный.

Воспитатель: Мастерицы заимствовали краскиу природы Донского края. Оттенки зеленого цвета подарила вольная донская степь, покрывающаяся весной буйной растительностью, созревающими овощами, фруктами. Казачата, что зеленое растет на Дону?

Дети отвечают: Трава, яблоко, листья деревьев, зелёный сад, молодые всходы, ковыль, подорожник и многое другое.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением «зеленых даров» донской степи и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: При росписи семикаракорской посуды мастерицы используют и синие, и голубые оттенки. Конечно же, это удивительные краски Донского неба и рекиДон – главной реки Ростовской области, воды которой питают донские земли; дают пищу людям, животным, птицам; радуют нас своей красотой. А какие ещё дары синих оттенков нам преподносит донской край?

Дети отвечают: Василёк,незабудка, вьюнок, чабрец, шалфей и многое другое.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением «синих даров» донской степи и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: По праву наш Донской край славится богатым урожаем пшеницы. Отсюда и золотисто-желтые оттенки в семикаракорской росписи. Скажите мне, казачата, что ещё растет на Дону желтого цвета?

Дети отвечают: Подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеха, тыква (кабак),калужница, абрикос, морковьи многое другое.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением «жёлтых даров» донской степи и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: От самых истоков желтым цветом семикаракорскуюросписьозаряет солнце яркое да палящее. Благодаря ему неповторима степь донская.

Семикаракорский фаянс заимствовали у природы Донского края удивительные красные и алого цветы. Какие цветы красных оттенков растут в нашей степи?

Дети отвечают: Мак, тюльпан, лазорик.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением «красных даров» донской степи и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: Семикаракорская роспись не ограничивалась степными цветами. Назовите,какие ещё «красные дары» встречаются на Донской земле?

Дети отвечают: Раки, помидоры, яблокии многое другое.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением «красных даров» донской степи и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: Посмотрите, казачата, народный донской промысел, семикаракорский фаянс, поистине впитал в себя всё многообразие красок южной природы донской степи.Как вы могли заметить, основой семикаракорской росписи является букетно-растительные узоры и орнаменты. Часто на донских изделиях вы можете увидеть изображения животного мира нашего края. Образы каких животных и птиц используют семикаракорские мастерицы?

Дети отвечают: Лошадь (конь), заяц, лиса, волк, свинья, утки, гуси, орёл, жаворонок, лебеди, журавли, осётр, лещ, карась, карп, щука и многое другое.

С каждым правильным ответом воспитатель достаёт из ларца волшебный «лепесток» с изображением представителей донской фауны и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: Не только краски донской степи впитал в себя Семикаракорский фаянс. Встречаются в росписи фольклорные казачьи мотивы, традиции и быт донских казаков.

Воспитатель достаёт из ларца волшебные «лепестки» с изображением сюжетных картин донских казаков и вручает ребенку. Воспитанник прикрепляет «лепесток» к большому кругу с изображением семикаракорских изделий.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой чудесный цветок получился из наших самоцветов. Вы его узнали?

Солнышко на ножке

Прямо у дорожки!

Выросло большое,

Вкусное такое!

Семечки – рядами.

Догадайтесь сами:

- Что это на ножке

Прямо у дорожки?

Дети отвечают: Подсолнух.

Воспитатель: Этот красивый, яркий цветок является символом Донской земли, плодородной и богатой урожаями.

(Обращаясь к детям) Давайте превратимся с вами в маленькие подсолнушки.

Дети встают со своих мест и становятся в шахматном порядке.

Воспитатель проводит физминутку «Золотой подсолнушек». Воспитатель показывает движения, дети повторяют.

Воспитатель:Золотой подсолнушек,

Лепесточки — лучики. (Поднимают руки вверх и вращают кистями).

Он — сыночек солнышка (Тянутся на носочках вверх).

И весёлой тучки. (Разводят руки в стороны и наклоняются туловищем вправо-влево).

Утром просыпается, (Ставят руки на пояс и поворачиваются туловищем в разные стороны).

С солнышком лучистым, (Прыгают на месте и расставляют руки и ноги в стороны).

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы. (Приседают на корточки).

По орбите круговой

Вертит рыжей головой. (Крутятся вокруг себя).

Ветерок его качает, (Раскачивают руками над головой
вправо-влево).

Вправо-влево наклоняет. (Наклоняются вправо-влево).

Ветерок убегай! (Ставят руки на пояс и топают ножкой).

Ты цветочки не сломай! (Грозят пальчиком).


Казачата, предлагаю Вам стать донскими мастерами. Отправляемся в нашу «мастерскую», где мы распишем блюда ярким подсолнухом.

Дети садятся за столы. Для каждого ребенка на столе приготовлено: бумажный шаблон блюда, гуашевые краски, палитра, кисть круглая № 2, 4, подставка под кисть, баночка для воды, губка, салфетки.

Воспитатель: Казаки говорили: «От скуки бери дело в руки». В давние времена в семье казаков каждый занимался своим делом. А чтобы было веселее, то песню заиграют, то разговоры заведут.

Вот послушайте одну сказку.

Воспитатель рассказывает (или читает) сказку.

За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – в чистом поле. Нет, не в поле, а в степи жил да был один росток. Был он ростом не высок, всего с вершок. Все в округе над ним потешались: «Ох и вымахал росток! Великан с ноготок!» Грустно было ростку от обидных речей.Решил он стать большим и быть похожим на Солнце. Все ведь на кого-то похожи. Цветы ландыша – на белые жемчужины, цветы колокольчика – на настоящий колокольчик.

— Солнце всем нравится, — рассуждал росток, — золотое, высокое, круглое. Вот и я буду таким.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Солнце землю пригревало, теплый дождь досыта поил всё живое на земле. День за днём росток поднимался. И вот он стал высоким, сильным и крепким.Теперь он очень походил на солнце:огромный жёлтый цветок тянулся высоко к небу.

Все, кто когда-то смеялся над ним, собрались вокруг золотого цветка и говорили, что он красивее всех. Даже кусты и деревья склонились перед ним: «Такой молоденький, прелестный!».

Днём он поворачивал свою головку вслед за Солнцем, а ночью опускал её вниз и засыпал. За это его стали звать Подсолнухом. Он хоть и был счастлив, но нисколько не возгордился – ибо доброе сердце не знает гордости и не помнит обид и зла.

Подсолнух оказался не просто внешне похожим на солнце, но и таким же щедрым, как оно. К осени его головка была туго набита вкусными семечками.Из них люди делали халву, подсолнечное масло, козинаки; да и сами семечки Подсолнуха – полезное и вкусное лакомство.

Мог ли он мечтать о таком счастье!

Во время рассказа воспитатель показывает детям изображения подсолнуха в летний и осенний период.

Воспитатель: Вот какое удивительное растение подсолнух. Ребята, перед тем, как вы изобразите свои «цветки солнца», так называют подсолнух в Испании, мы немного разомнем наши ручки.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Семья». Воспитатель показывает движения, дети повторяют.

На скамейке у плетня (Указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)

Собралась вся семья. (Разводят руками и обнимают ладонями обеих рук себя за плечи.)

Погутарить, пошутить, (Руки сгибают в локтях, отводят в разные стороны, поднимая ладони вверх.)

Деток разуму учить. (Указательный палец правой руки прикладывают ко лбу.)

Наш дедуля казачок (Поочерёдно «закручивают усы».)

Смастерит нам сундучок. (Стучат кулачками друг о друга.)

Соберем в него подарки, (Руки разводят в стороны и соединяют их на уровне живота.)

Куплены на ярмарке. (Руки согнуты в локтях, держатна уровне головы, потирают большими,указательными и среднимипальцами.)

Поседела у плетня (Указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)

Наша дружная семья. (Разводят руками в разные стороны.)

Поиграли, пошутили, (Руки сгибают в локтях, отводят в разные стороны, поднимая ладони вверх.)

Малых деток научили. (Грозят пальчиками обеих рук.)

Мамку с тятей почитать, (Поочерёдно сжимать в кулачок большой и,указательный палец правой руки.)

Бабу с дедом уважать, (Поочерёдно сжимать в кулачок средний и безымянный палец правой руки.)

Не грубить и не злословить, (Поочерёдно сжимать в кулачок мизинец правой руки и большой палец левой руки.)

Доброту не экономить, (Сжимать в кулачок указательный палец левой руки.)

Всех прощать, (Сжимать в кулачок средний палец левой руки.)

Уметь любить, (Сжимать в кулачок безымянный палец левой руки.)

Данным словом дорожить, (Сжимать в кулачок мизинец левой руки.)

Ведь не зря гласит молва –

Семья дружбою жива. (Пальцы сплетают в «замок» и ритмично сжимают.)

Звенья все одной цепи (Сплетённые в замок пальцы поворачивают ладонями вперед и ритмично качают.)

Ты попробуй - разорви. (Пальцы сцепляют в «замок» и руки с силой ритмично тянут в противоположном направлении.)


Воспитатель: Дорогие дети! Теперь мы с вами можем непосредственно приступить к росписи семикаракорских блюд подсолнухом. Я хочу напомнить вам, что подсолнух имеет длинный толстый стебель, достигающий высоты 2-3 метра.От него отходят на длинных черешкахкрупные овальные листья зеленого цвета. На вершине стебля располагается крупная головка круглой формы, украшенная по краямяркими жёлтыми цветками. В летний период центральная часть (диск)головки представляет собойкорзинку, в которой расположено много темно-желтых (темно-оранжевых) цветков.

Осенью вместо цветков центральная часть головки подсолнуха занята плодами – продолговатыми семенами черного или серо-черного цвета.

Сначала рекомендую вам рисовать легким нажатием кисти для того, что бы изобразим контур частей подсолнуха, а затем закрашивать его.

Отправляйте свою фантазию в полет! Желаю вам творческих успехов!

Перед началом самостоятельной работы воспитатель проводит с детьми инструктаж по технике безопасности при работе с художественными материалами.

Под тихую напевную казачью песню дети приступают к росписи бумажного трафарета блюда подсолнухом, самостоятельно придумывая, каким будет узор.

Во время выполнения детьми задания, воспитатель оказывает дошкольникам необходимую помощь, обращает внимание на этапы выполнения орнамента.

Если часть детей закончила раньше остальных, воспитатель проводит с дошкольниками устную игру «Пословицы и поговорки».

Воспитатель. Казачата, продолжите пословицы и поговорки о Земле донской, о казаках, быте и житейской мудрости.

Земля донская… – мать родная.

Казак в труде,…как в бою, славит Родину свою.

Что ни казак,…то с Дону.

Казак дружбу соблюдает,…в беде коня не бросает.

Дон без песен, что виноградная лоза…без винограда.

Казаку всегда мила…родная сторона.

На донской земле все родится… –надо только хорошо трудиться.

Каков казак – отец,…таков и сын молодец.

Дон тихий,…а слава о нем громкая.


Воспитатель (глядя на работы детей):

На славу потрудилась наша детвора,

Посуда получилась – просто красота!

Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием!А теперь я попрошу каждого поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем занятии.

Дети рассказывают свои впечатления.

Какие чудесные мастера живут у нас. Вижу, что ваши рисунки наполнены любовью к родному краю.Вы очень красиво украсили блюда.Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!

Воспитательнизко кланяется детям.

А сейчас мы устроим настоящий вернисаж – выставку ваших работ.

Звучит веселая казачья песня.

Воспитатель вместе сдетьмиорганизовывает выставку,рассматривают все работы, любуются ими.

После завершения занятия воспитатель анализирует детские работы. При необходимости педагог планирует дополнительную работу, разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка.


Список использованной литературы

  1. Дик Н.Ф. Донские сказки и байки / Н.Ф. Дик. – Ростов – на Дону: Феникс, 2012 Солнечная керамика / Наш вернисаж. – 2009. - № 03.08.

  2. Евстифеева Т.С. В этом фаянсе – казачий дух / Т.С. Евстифеева // Вечерний Ростов. – 1995. – 23 янв.

  3. Евстифеева. Т.С. Семикаракорский фаянс / Т.С. Евстифеева // Донской временник. Год 1997. – Ростов-н/Д., 1996. – С. 145-149.

  4. Зимние сказки Семикаракорской керамики // Аэрофлот-Дон.-2008.-№ 77.

  5. Программа Родники Дона / О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Р.М. Чумичева. – Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества. – М.: Карапуз, 2008.

  7. Хансиварова И. Вера, создающая красоту / И. Хансиварова // Аксинья. – 2004. – № 1. – С. 2.

Электронные ресурсы.

  1. http://www.aksinia.ru/?page=main

  2. http://www.don-m

  3. http://www.edia.ru/content/2010/08/25/keramika


Приложение № 1

17