Пришивание пуговиц.
Занятие по ручному труду.
Занятие ориентировано на детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Дети учатся пришивать пуговицы с разным количеством отверстий на макете одежды, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, помогает ребенку творчески раскрыться.
Программное содержание.
Познакомить детей с историей изобретения пуговиц.
Знакомить детей с пришиванием пуговиц, с разными количествами отверстий. Обратить внимание детей на то, что нитки нужно подбирать в тон одежды.
Закреплять правила пользования инструментами для шитья, научить отмерять нитку, завязывать узелок.
Задачи:
Образовательные.
Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.
Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.
Формировать умение у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий: (правильно отмерить нить, вдеть нитку в иголку, завязать узелок, пришить пуговицу).
Закреплять правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Упражнять детей в пришивании пуговиц с двумя отверстиями.
Развивающие.
Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание, творческое воображение.
Воспитательные.
Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, побуждать помогать младшим товарищам.
Коррекционные задачи. Упражнять зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику кисти рук.
Оборудование: Пуговицы разного размера и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями по 15-20 штук на каждого ребёнка), пуговица с двумя отверстиями на каждого, цветок из ткани, бабочка из ткани с прорезью, нитки цветные, швейные, иглы, игольницы, ножницы.
.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Давным - давно было или не было, но далеко за морями, за дремучими лесами стояло Королевство Шкатулочки. В том королевстве жила прекрасная особа. Угадайте кто?
Птичка-невеличка, носик стальной
Хвостик льняной, всех на свете обшивает
Что сошьет, не надевает
Угадайте – что это? (иголка)
Открыть шкатулку.
- Да, это Умелая Иголочка - искусницей её называют за мастерство.
- С кем дружит иголка? (нитки)
- Давайте вместе посмотрим, какие у неё друзья? Какие они различных цветов (показ).
- Это, какого цвета?
-А что ещё в шкатулке у нас есть? Чтобы это узнать нужно, отгадать загадку.
Воспитатель:
Очень нужная вещица
Всем на свете пригодится
Для костюма и для юбки
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет
Что открыто, закрывает.
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
(Дети отгадывают загадку.)
- Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.)
- Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей)
- Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.)
Воспитатель. Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные.
На Руси делали пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик.
Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо.
Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.
Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т.д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».
2. Рассматривание пуговиц по цвету:
- Какого они цвета?
- А ещё чем отличаются пуговицы друг от друга? Какой формы? (круглая, овальная, в виде цветочков, листочков)
- Ещё пуговицы отличаются материалом, из которого они сделаны (дерево, пластмассы, металла, каменные) пуговицы бывают с ушком, 2-4 отверстиями.
Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает.
Воспитатель: Выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию. Передвиньте их так, чтобы получилась волнистая линия (превратилась в круг, квадрат и т.п.) А теперь выложите какое-нибудь изображение. Расскажите, что у вас получилось? (ответы детей)
- Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, разным количеством отверстий.)
- Рассортируйте их по количеству отверстий. (Дети выполняют)
- Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие – в другую. (дети на ощупь сортируют пуговицы) Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разложили пуговицы. Теперь разложите их по размеру в коробочки. Если нам понадобятся пуговицы определённого вида, мы сразу сможем их найти.
Цвет пуговицы должен совпадать с тоном одежды, но может и отличаться – для красоты изделия её украшения, потому что пуговица служит не только для скрепления деталей одежды, но и для её украшения.
3. Объявление темы сегодняшнего занятия + Показ выполнения работы
- Сегодня мы будем учиться пришивать пуговицы. Для начала скажите, что нам потребуется для этого? (Нитки, игла, ножницы, пуговица, ткань).
Посмотрите, как это буду делать я. Посмотрите внимательно, как мы это будем делать (демонстрация на большой деревянной пуговице).
Работа на лоскутке: пришиваю – пуговицы.
- Какого цвета лоскуток (цветок)?
- Значит, и нитку я беру такого же цвета.
У каждой иголки есть специальное отверстие – «ушко», и в это отверстие можно просунуть нитку, а чтобы нитка не запуталась, её надо отмерить, посмотрите, как надо правильно отмерять нужную длину нитки.
- Надо взять один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку оставить в баночке для рукоделия, чтобы та не сбежала со стола, правой рукой обернуть длинную ниточку вокруг локтя и взять также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой взять ножницы и отрезать длинную нитку. Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).
- Давайте попробуем тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна будет только для ваших рук (постановка цели).
Дети отмеряют себе для работы нитку. (Продуктивная деятельность детей).
- Молодцы, ниточки отмерили, а теперь, чтобы подружить иголку с ниточкой нам надо нитку вдеть в ушко иголочки. Посмотрите, как это сделаю я.
- Сначала я беру конец нитки в левую руку, а правой рукой зачищаю его от пушинок, и теперь закручивающим движением большого и указательного пальца заостряю этот конец нитки. Вот она и готова. Теперь нитку перекладываю в правую руку, а левой рукой из баночки для рукоделия беру крепко иголку, чтобы она не принесла нам вред, ведь мы помним, что она бывает очень капризная, может выскользнуть из пальцев и нас уколоть. Острый конец нитки отправляю в ушко и тяну с другой стороны.
- Посмотрите, как у меня качается иголочка на нитке, как на качелях, но она может в любой момент соскользнуть и убежать.
- Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок.
- Смотрите (показываю), продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок. Не у всех получается сразу узелок. Посмотрите, как нужно его завязывать (объясняю и показываю). Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами. Один или два раза не туго наматывают на указательный палец. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.
| | | | |
1. Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки. | 2. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами. | 3. Постепенно её нужно снять. | 4. Натянуть нитку. |
Воспитатель предлагает детям взять из своих игольниц иголочку и вдеть в неё нитку, индивидуально помогает тем, у кого не получается.
- Попробуйте на своей ниточке завязать узелок (дети учатся завязывать узелки).
- Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит, а мы сейчас с вами немножко поиграем, снимем напряжение в наших плечах.
4. Закрепление алгоритма действий
-С чего начинаем работу? (отмеряем нитку, обводя через локоть, подбирая её по цвету, вдергиваем в иглу – затягиваем узелок, с изнаночной стороны прокалываем под стежок и завязываем узелок).
- Правильно. А как подружить капризную иголку с ниткой?
Дети. Нужно ниточку вдеть в иголочку.
- Кто сможет показать, как нужно отмерить нитку, чтобы она понравилась иголочке, и та с ней подружилась?
Выходит ребёнок и показывает способ вдевания нитки в иголку, если ребёнок затрудняется, воспитатель предлагает обратить внимание на схему последовательности выполнения этой работы.
- А что мы забыли сделать?
Дети. Узелок.
- Да, это, наверно, очень сложно. Кто покажет, как надо завязывать узелок?
Ребёнок показывает и проговаривает свои действия.
- Молодец, нам напомнил весь порядок вдевания нитки в иголку, давайте теперь все подружим свою иголочку с ниточкой (постановка цели)
Проходит совместная деятельность детей и воспитателя, используется художественное слово:
- Вот мы с вами отмерили ниточку и берём в помощники …
Инструмент бывалый,
Ни большой, ни малый,
У него полно забот,
Он и режет и стрижёт.
- Что за инструмент поможет нам отрезать нитку? (Ножницы)
- Правильно, нам помогут ножницы.
Напоминание правил работы с этим инструментом:
- Достаём их из чехла, на товарища не направляем и держим параллельно полу. Теперь отрезаем нитку и сразу же убираем ножницы на поднос, нам ещё пригодится их помощь.
- Теперь подготовим кончик ниточки, чтобы он мог легко залезть в отверстие иголки.
- Что для этого нужно сделать?
Дети. Нужно убрать пушинки и немного покрутить между указательным и большим пальцами. Затем вдеть в иголку.
Дети вдевают нитку, воспитатель помогает завязать узелок, предлагает положить их в игольницу и сделать небольшую паузу.
- Пришивать мы будем пуговицы к цветочкам, чтобы потом можно было посадить на них бабочек, застегнув пуговицу. Согласны? Тогда приступим к работе.
5. Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).
Мы делили апельсин | Дети сжимают кулачки |
Много нас, | Показывают 10 пальцев |
А он один | Показывают 1 палец |
Эта долька для ежа, | Загибают большой палец левой руки |
Эта долька для стрижа, | Загибают указательный палец левой руки |
Эта долька для утят, | Загибают средний палец левой руки |
Эта долька для котят, | Загибают безымянный палец левой руки |
Эта долька для бобра, | Загибают мизинец левой руки |
А для волка – кожура. | Бросательное движение правой рукой |
6. Правила Техники безопасности.
При работе с иглой и ножницами нужно соблюдать аккуратность.
- Ребята, давайте вспомним правила техники безопасности:
Содержать рабочее место в порядке.
Иголку убирать в игольницу.
Не оставлять иголку без нитки.
Не брать иголку в рот и не играть ею.
Не втыкать иголку в одежду.
Не оставлять ножницы открытыми, передавать кольцами вперёд.
Закончив работу, убрать рабочее место.
7. Работа детей + Индивидуальная помощь
- Чтобы красиво, правильно пришить пуговку, нужно сначала потренироваться. Я предлагаю вам сейчас пришить пуговку на простую тряпочку, а когда научитесь, то будете сами пришивать сбежавшие пуговки на свои платья и рубашки.
Ребята выполняют действия, воспитатель подходит к каждому и помогает при необходимости.
В процессе практической деятельности воспитатель использует наводящие вопросы, помощь, индивидуальный показ, советы, поощрения:
- С чего начнёте?
- Как вы это сделаете?
- Что потом?
- Посмотри, как это сделаю я и т.п.
- Прокалывая с изнаночной стороны под стежок, продевают иголочку с ниткой, вытягивают – повторить 5-6 раз.
- Посмотрите, как надо закрепить ниточку, чтобы пуговка не сбежала с лоскутка.
8. Итог + анализ
- Теперь, я думаю, что ваши иголочки набегались и очень устали, хотят отдохнуть.
-Уберем Мастерицу иголочку и её друзей отдыхать на место.
- Воткните их остриём в любимую подушку-игольницу, а катушки с ниточками положите в баночку для рукоделия (дети прибирают своё рабочее место).
- Чем сегодня занимались?
- Чему научились?
- Давайте посмотрим: вот такие хорошие получились у нас изделия (Отметить ребят, у которых пришить пуговицу получилось лучше и аккуратней всех).
- На следующем занятии мы с вами будем учиться пришивать остальные пуговицы, чтобы наша семейка была дружная.
5