Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе
Тема: У моря тоже есть свой характер
Цель: научить детей изображать море в различном состоянии: спокойное, ласковое, бушующее, бурлящее, свирепое и т.п.
Задачи: познакомить детей с жанром изобразительного искусства – маринизм, понятием «морской пейзаж», произведениями искусства известных художников. Закрепить навыки рисования акварелью; технику рисования широкого и короткого мазка. Развивать у детей умение создавать свою «картину» с любовью, передавать в ней настроение, используя знакомые выразительные средства: цвет, свет, композицию; умение подбирать картину к прослушанному музыкальному фрагменту. Воспитывать любовь к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и художественное слово.
Материалы: иллюстрации с морскими пейзажами известных художников-маринистов И.К.Айвазовского «Хаос. Сотворение мира», «Девятый вал», «Вид Леандровой башни», «Корабли на Феодосийском рейде», «Лунная ночь»; И. Левитана «После дождя», «Свежий ветер»; Ван Гога «Лодки на берегу в Сент-Мари»; листы бумаги, акварель, кисть №6, стаканчики под воду, клеенки.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель приглашает детей в художественную галерею (к доске).
Воспитатель: Ребята, сегодня начинает работу выставка известных маринистов. Посмотрите на эти картины. Кто из вас догадался, кто такие маринисты? (Ответы детей).
- Правильно, маринист – это художник, изображающий море. Обратите внимание, что каждый художник – маринист видит и чувствует море по своему, поэтому и работы у них не похожие одна на другую.
- Сегодня мы не только будем рассматривать картины, но и познаем тайны художественного искусства. Сами научимся рисовать море и передавать его настроение. Вы согласны?
II. Основная часть
Дидактическая игра «Музыкальное море»
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, и хорошо рассмотрите каждую из иллюстраций картин… Мы поиграем в игру «Музыкальное море». Послушайте музыкальные загадки и попробуйте их разгадать: подобрать к каждой картине соответствующий ей музыкальный фрагмент.
Звучит фрагмент из «Три чуда» Р-Корсакова. Дети слушают и определяют, что это бушующее море, находят соответствующие пейзажи. Затем прослушивают «Играют маленькие волны», «Волшебство природы», определяют характер моря и показывают пейзажи со спокойным морем.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Значит, мы уже определили, что у моря, как и у человека, может быть свое настроение, свой характер. А каким может быть настроение?
Дети: Плохим, хорошим, радостным, грустным, тоскливым и т.п.
Воспитатель: А каким может быть характер?
Дети: Добрым, ласковым, кротким, свирепым, скверным, ужасным и т.д.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, когда у моря хорошее настроение?
Дети: Когда светит солнце, дует легкий ветерок.
Воспитатель: А когда же оно у моря портится?
Дети: Когда дует сильный ветер, начинается буря – шторм, идет дождь, гроза и т.д.
Динамическая пауза «Море волнуется раз….»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется раз…» (игра детям знакома). Попробуйте изобразить море в различном состоянии, а я угадаю, какое настроение у моря.
Стихотворение Д. Самойлова «Мечта о море»
Воспитатель: А теперь, садитесь, пожалуйста, и послушайте стихотворение Давида Самойлова «Мечта о море». В нем рассказывается о царе Иване, который никогда не видел моря.
А моря он не видел никогда…
Ему ночами снилась синяя вода,
Над нею пена белая кипела,
И словно степь дышал её простор
И море пело, пело, пело,
Как по ночам поет дремучий бор.
И птицы снились не степные, –
Не лесные –
Невиданные, новые, иные –
Не желтоглазый сыч,
Не серый беркут,
А птицы синеглазые морские,
Как гуси белокрылые белы.
И с клювами кривыми, как орлы.
Воспитатель: Вот так мечтал о море царь Иван, такие чудесные сны видел он про море. А вы видели море? (Дети, которые бывали на море, делятся своими воспоминаниями).
- Вам легче: вы его видели и можете изобразить. А кто не видел, не огорчайтесь: я сейчас включу музыку с шумом моря, а вы закройте глаза и представьте свое море, ласковое или бушующее. (Дети закрывают глаза, слушают шум моря и представляют его мысленно).
Воспитатель: Ну, что придумали свое море? Какое оно? (несколько детей описывают).
Показ образца педагога
Воспитатель: А теперь смотрите внимательно, я покажу вам, какие приемы можно использовать во время рисования моря. Это – широкий мазок, им лучше изображать морскую даль; это – короткий, легкий мазок, им лучше изображать среднюю часть моря, смешивая синюю и зеленую краски, а это вливание цвета в цвет и размыв сине-зеленого цвета и желтого – цвета песка на берегу. А вот так изображаются барашки – так называют гребни волн, морскую пену.
Все поняли, ребята? Ну, а теперь, в добрый путь, мои дорогие маринисты, в мир вами придуманного моря. Не забудьте вложить в рисунок часть своей души и любви и поярче отобразить настроение и характер своего моря.
Самостоятельная работа детей
Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь в виде советов затрудняющимся детям.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня в художественной галерее открывается выставка молодых художников-маринистов. Может, в будущем, кто-то из вас станет настоящим маринистом, и его картины будут висеть в лучших музеях мира.
Все морские пейзажи вывешиваются и рассматриваются детьми. Анализ проводится в виде игры «Экскурсия по выставке». Дети изображают экскурсовода и описывают работы.