Конспект занятия по конструированию на тему «Мебель для трёх медведей» для детей средней группы
Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей использованию свойств строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций, передающих обстановку в доме трёх медведей (кровати, стулья разных размеров).
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, конструктивные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимопомощи, умение выслушивать сверстников, ответственное отношение к результату выполненной работы.
Активизировать словарь: спальня, столовая, большой, средний, маленький.
Оборудование: ноутбук, презентация Microsoft Power Point сказки «Три медведя», пластины, кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и полукубы разной величины.
Предварительная работа: рассказывание детям сказки в обработке Л.Толстого «Три медведя»; закрепление понятия величина в дидактических играх; рассматривание игрушечной мебели.
Ход
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула, и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: А кто написал эту сказку?
Дети: Л. Толстой.
Воспитатель: Правильно, ребята, и мы отправляемся в сказку «Три медведя».
- Скажем волшебные слова:
- Крутись – вертись,
Дети в сказке – очутись!
Воспитатель: Вот мы и в сказке. (Просмотр отрывка из презентации сказки «Три медведя»)
Вопросы:
1. Чем отличаются медведи друг от друга?
2. Какие комнаты были в домике трёх медведей?
3. Что сделала Маша, когда попала в домик трёх медведей?
4. Как вы думаете, медведям понравится, то, что они увидят, когда вернутся домой?
5. Как мы можем помочь Маше, чтобы медведи на неё не рассердились? (построить новую мебель и навести порядок)
6. А из чего мы можем построить мебель? ( Из деревянного конструктора)
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе немного отдохнём.
Физ. минутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой – большой,
Мама с ним, поменьше ростом,
А сынишка, просто крошка.
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Динь – Динь – Динь!
Воспитатель: Чтобы нам легче было договориться, кто какую мебель будет строить, я приготовила круги разного цвета и размера. Пусть желтые круги будут обозначать стулья, а коричневые – кровати. Я подойду к вам, а вы возьмёте круг, какой захотите.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подойдём к столам и посмотрим, где мы будем строить мебель для столовой, а где для спальной.
Ответы детей.
Воспитатель:- Как вы догадались?
Дети: В столовой – стол, а в спальной – одеяла.
Воспитатель: Расскажите составные части стула ( спинка, сиденье, ножки)
Воспитатель: Расскажите составные части кровати( две боковые спинки, место для матраца)
Воспитатель: А сейчас разделимся и найдём место, где мы будем строить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.
Выполнение работы: постройка мебели в комнатах трёх медведей.
Воспитатель наблюдает, советует.
Итог:
Воспитатель: Вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей.
- Расскажи, Лиза, какой предмет мебели ты построила? Какие детали конструктора тебе понадобились?
- Что строил, Вова? Расскажи, с чего ты начал строить?
- С чего начал свою постройку, Максим?
- Даша, расскажи о своей постройке.
- Ребята, как мы помогли Маше?
- Построили новую мебель, красиво её расставили и навели порядок в спальной.
Воспитатель: Молодцы, ребята, думаю, медведи будут рады, увидев такой порядок и на Машу не обидятся. А нам пора возвращаться в д/сад, скажем волшебные слова:
- Крутись – вертись,
Дети в д/саду – очутись.
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из строительного материала. Тема «Как полка превратилась в книжный шкаф»
Задачи 1. Расширить опыт творческого конструирования предметов мебели из строительного материала.
2. Уточнить представление о строении книжной полки и книжного шкафа, установить их сходство и отличие.
3. Вызвать интерес к созданию книжной полки и ее преобразованию в книжный шкаф.
4. Продолжать знакомить с пластиной в разнообразии ее вариантов.
5. Показать способ конструирования миниатюрных книжечек для обыгрывания построек.
6. Формировать опыт сотрудничества – предложить объединиться, чтобы книжные полки превратились в шкаф.
7. Развивать восприятие, гибкое мышление, творческое воображение.
8. Воспитывать любознательность, активность, интерес к детской книге как предмету культуры.
Оборудование: Иллюстрация книжной полки и книжного шкафа, две длинные пластины, три полукуба (на каждого ребенка), алгоритм строительства полки, книжки-малышки для обыгрывания, игрушки.
Предварительная работа с детьми: В свободной деятельности дети конструируют миниатюрные книжки – малышки, играют в дидактическую игру мемори «Построй-ка».
Взаимодействие с семьями воспитанников: Предложить родителям совместно с детьми посетить библиотеку, обратить внимание, где и как стоят книги.
Ход
Воспитатель. Обращает внимание детей на посылку, которую нашла сегодня утром у дверей группы.
- Ребята, сегодня утром рано у дверей нашей группы я нашла (показывает коробочку) вот такой сверток, а что там я решила посмотреть вместе с вами, но здесь есть еще и загадки, давайте разгадаем.
Читает загадки.
1. Не в лесу, не в саду,
Корешки на виду,
Веток нет — одни листы,
Что за странные кусты? (книга).
2. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь в 10 раз умней (книга)
Ответы детей.
Воспитатель.
Ребята, вы знаете, где «живут» книги, куда их можно поставить?
Ответы детей. Да, они стоят на полках и шкафах.
Воспитатель. Посмотрите,сколько книг у нас с вами есть, а куда их положить?
Ответы детей. Их нужно поставить на полки или в книжный шкаф.
Воспитатель. Откуда их взять, для таких маленьких книжечек?
Ответы детей. Полочки можно построить.
Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами будем сборщиками мебели и построим для наших книг полки. Вывешивает на доске иллюстрацию полки.
Воспитатель. Книжная полка – это одна или несколько досок, обычно прикрепленных к стене, для хранения книг. Диалог, чтение, беседа, рассказ воспитателя,рассматривание иллюстрации, проблемная ситуация.
Дети подходят к столам.
Воспитатель. У вас на столах лежит строительный материал. Давайте вспомним название деталей.
Дети показывают детали и называют их.
Воспитатель. Сборщики мебели всегда используют инструкцию, чтобы правильно собрать мебель, у нас с вами, как у настоящих сборщиков, тоже имеется инструкция, которая нам будет помогать.
Воспитатель. Прежде чем мы приступим к строительству, давайте проведем гимнастику для наших ручек, чтоб пальчики ваши хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика.
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики на обеих руках)
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Много мебели в квартире.
Воспитатель. Молодцы, нам пора приняться за работу, начать собирать полку. Посмотрите на первую картинку алгоритма, что нужно взять и как положить. Дети, смотрят на алгоритм, который висит на доске, и строят по алгоритму. ( Воспитатель оказывает по необходимости индивидуальную помощь детям).
Воспитатель. Вот наши полочки готовы, а как вы думаете, полку можно превратить в шкаф?
Ответы детей. Да, полку можно превратить в шкаф.
Воспитатель, вывешивает на доске иллюстрацию книжного шкафа.
Воспитатель. Книжный шкаф – это мебель с полками для хранения большого количества книг. Иногда в книжных шкафах бывают стеклянные дверцы для защиты книг от пыли . можно сказать, что книжный шкаф – это много книжных полок, поставленных друг на друга.
Воспитатель. Давайте и мы с вами, превратим наши полки в шкафы без дополнительных деталей. Но как это сделать?
Ответы детей. Можно соединить наши полки, поставить их друг на друга.
Воспитатель. Молодцы!
Дети, объединившись парами, превращают книжные полки в книжный шкаф.
Воспитатель предлагает взять книжки и поставить их в книжные шкафы.
Рефлексивно – оценочный
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним с вами какую мебель мы с вами построили?
Ответы детей. Сегодня мы строили книжные полки, а затем их превратили в шкафы.
Воспитатель. Как нам удалось книжные полки превратить в шкаф для книг?
Ответы детей. Мы работали парами и ставили полки друг на друга.
Воспитатель. Я думаю нашим книгам очень удобно стоять и лежать на полочках, которые вы построили.
Далее воспитатель предлагает обыграть постройки, используя пальчиковый театр.
Последующая работа: Приобретённые навыки конструирования дети будут использовать в самостоятельной деятельности.
Используемые источники:
И. А. Лыкова: Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие к программе "Умные пальчики"ИД Цветной мир, 2015 г.
Конструирование из строительного материала
Как мы строили и ремонтировали дорожки
Образовательные задачи.
Помочь детям установить ассоциативную связь между реальной дорогой и конструкцией из кирпичиков.
Уточнить и расширить представление о дороге как сооружении, созданном для удобства перемещения в пространстве.
Закрепить способ симметричного конструирования (обеими руками синхронно).
Создать ситуацию для конструирования и обыгрывания дорожки — поломка и ремонт.
Показать варианты адекватных замен кирпичика на другие строительные детали (полукубы, бруски).
Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение.
Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек.
Материалы, оборудование. У каждого ребенка 6 кирпичиков для конструирования двойной дорожки и набор деталей для ее «ремонта»: 2 полуку- ба, 2 длинных и 4 коротких бруска. Маленькие машинки для обыгрывания построек. Иллюстрации и фотографии с изображением дороги (ИКТ).
Демонстрационный материал: карточка №1 из комплекта «Конструируем в осенний период».
Базовые понятия и способы деятельности. Представление о том, что целое (дорожка) создается в процессе объединения частей (деталей конструкции), при этом части могут меняться. Поиск и апробация вариантов адекватной замены кирпичика на другие строительные детали в их сочетании (два по - лукуба, два длинных бруска, четыре коротких бруска, один по- лукуб и два коротких бруска).
Содержание НОД
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Всем она давно знакома —
Ждёт послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот —
Куда хочешь поведёт.
(Дорога)
Показывает изображения различных дорожек — фотографии, иллюстрации. Спрашивает, что такое дорога, для чего она нужна, где дети видели дороги? Помогает обобщить и расширить представление о том, что дорога
Педагог напоминает способ симметричного конструирования: «Беру два кирпичика: один правой рукой, другой—левой. Кладу их рядом, плотно прижимаю друг к другу длинными гранями — вот так! Потом беру еще одну пару кирпичиков двумя руками одновременно! Присоединяю к первой паре. Беру еще два кирпичика и продолжаю строить дорожку двумя руками одновременно. Стараюсь, чтобы кирпичики красиво сочетались по цвету». Педагог предлагает детям самим построить дорожки двумя руками одновременно. Дети конструируют дорожки из 6 кирпичиков и радуются полученному результату.
Затем педагог создает игровую ситуацию «Поломка и ремонт дороги». Берет машинку, показывает, как она едет по дорожке, и вдруг резко останавливается, сбивая в сторону один кирпичик. Вовлекает детей в обсуждение ситуации. Дети догадываются, что дорога поломалась (разрушилась), поэтому чуть не произошла дорожная авария. Педагог предлагает подумать, как можно отремонтировать дорогу. Выслушивает ответы детей, обобщает и демонстрирует три варианта замены кирпичика другими деталями: два полукуба; два длинных бруска; четыре коротких бруска.
Примечание: все варианты от показывает для замены не одного, а разных кирпичиков для наглядного сравнения.
Дети включаются в обыгрывание предложенной ситуации «ломают» дорогу, убирая по одному кирпичику и делая адекватные замены деталей по своему выбору. Рассматривают варианты, предложенные в раздаточном материале, и фиксируют освоенные способы — ставят знаки возле соответствующих картинок. Образовательная ситуация плавно переходит в свободную игру.
Индивидуализация содержания обеспечивается свободным выбором способов конструирования и игровым характером постройки. Дети используют раздаточный материал для освоения новых способов.
Осмысление результата. Сразу по окончании работы или спустя некоторое время педагог беседует с детьми о том, что такое дорога, как ее сооружают, отчего дорога ломается и как ее можно починить.
Интеграция видов деятельности. Дети ходят по тактильным дорожкам. Рисуют и конструируют дорожки, в т.ч. создают общие постройки. Педагог содействует пониманию и точному употреблению слов целая/разрушенная (поломанная); удобная/неудобная; ломать/чинить (ремонтировать), кирпичик, полукуб, брусок (короткий и длинный), строить, ломать, ремонтировать.
Взаимодействие с семьей. Родители приносят в детский сад фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением разных дорог и дорожек. Дети рассказывают другу другу, где и как они гуляли или ездили по этим дорожкам.
Конструирование из строительных материалов
Как мы строили лабиринт с кладовкой
Образовательные задачи.
Вызвать интерес к конструированию и обыгрыванию лабиринта с кладовкой по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».
Инициировать поиск способов сочетания кривой дорожки и загородки как единой композиции.
Учить фиксировать начало и конец дорожки с помощью условных знаков. Расширять опыт сотрудничества и организации деятельности в парах: распределять материал, договариваться, чередовать действия, анализировать результат совместной работы.
Развивать ассоциативное восприятие, воображение, креативность.
Воспитывать активность, любознательность, самостоятельность, коммуникативные качества.
Материалы, оборудование. У каждой пары детей и у педагога 5-7 длинных брусков и столько же коротких для постройки лабиринта, две детали для обозначения начала и конца лабиринта (например, цилиндр и полукуб). Книга «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена с иллюстрациями С. Скоп, Б. Диодорова, Б. Дехтерева, В. Конашевича, И. Пивоваровой (на выбор педагога), игрушечный крот (или его силуэт для теневого театра), природный материал. Карточка № 2 из комплекта «Конструируем в осенний период».
Базовые понятия и способы деятельности. Представления о лабиринте, кладовке и зимних запасах, о прямой и ломаной линии; о начале и конце пути (дороги, лабиринта); освоение способов конструирования и рисования кривой дорожки с поворотами; умение работать в парах; коммуникативные навыки; первый опыт сотрудничества.
Содержание НОД
Педагог показывает детям иллюстрированную книгу «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена и приглашает послушать небольшой отрывок:
— ...Вскоре крот действительно пришел в тост к полевой мыши. Он был такой важный, учёный и богатый. а шуба на нем была бархатная и очень красивая. Дом у него бык в двадцать раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда... Затем крот прорыл под землей длинный подземный ход от своего дома к самой норке полевой мыши и пригласил старую мышь с Дюймовочкой прогуляться по этому подземному ходу...
Дети рассматривают иллюстрации с изображением подземного лабиринта и кладовки с запасами (желательно показать иллюстрации Симы Скоп с использованием мультимедийного оборудования). Педагог напоминает детям, что в младшей группе они уже строили лабиринт для мышки из поролоновых губок. Предлагает соорудить длинный лабиринт и кладовку с запасами для крота. Поясняет, «что лабиринт очень удобно строить в парах, приглашает одного ребенка и вместе с ним показывает способ конструирования лабиринта:
-
берем бруски и распределяем их между собой, у меня будут длинные, а у ...(имя ребенка) — короткие;
-
начинаем строить лабиринт, делаем это вместе, я кладу длинный брусок, а...(имя ребенка) делает поворот — кладет короткий брусок;
-
продолжаем прокладывать лабиринт, я делаю новый поворот с помощью длинного бруска, а ...(имя ребенка) — с помощью короткого;
-
теперь нам нужно отметить, где начало, а где конец лабиринта; выбираем детали, которые будут условными знаками, например, столбик (цилиндр) поставим в начале пути, а в конце лабиринта поместим полукуб;
-
кладовку вы сможете построить сами, она похожа на загородку, ее можно построить в любом месте — на любом участке лабиринта или в его конце.
Педагог убеждается в том, что дети поняли способ совместного конструирования лабиринта с кладовкой. Советует распределить детали и договориться о последовательности действий. Дети выбирают нужное количество деталей и приступают к работе, опираясь на карточку № 2. Педагог оказывает индивидуальную помощь и поддержку.
Индивидуализация содержания обеспечивается вариативностью конфигурации лабиринта с кладовкой (он будет оригинальным у каждой пары детей). Дети создают постройку из любого количества деталей, дополняют ее и обыгрывают по своему желанию.
Осмысление результата. Педагог помогает детям понять, что такое лабиринт и кладовка с запасами, уточнить представление о значении поворотов в кривой дорожке. Дети сравнивают лабиринт с разными линиями (прямой и ломаной), размышляют о значении и своеобразии лабиринта, учатся ставить цель и прокладывать маршрут, отмечая начало и конец пути условными знаками.
Самостоятельная деятельность. Педагог создаетусловия для обыгрывания лабиринтов. Обращает внимание детей на природные материалы (желуди, каштаны, грецкие орехи, ягоды рябины, колоски и др.). Советует оборудовать кладовочки и наполнить их зимними запасами. Читает стихотворение В.А. Шипуновой «Крот и кладовка», (см. Приложение 1, стр. 126).
Конструирование из строительных материалов
Как мы построили сказочные домик
Образовательные задачи.
Вызвать интерес к конструированию сказочных домиков (из разного строительного материала) и прокладыванию дорожек (из шнурков) «от порога до порога». Уточнить понятие о доме как жилище человека и его строении (фундамент, пол, стены, окно, потолок, крыша, порог), помочь выявить сходство и отличие между реальными постройками и фантазийными образами
ХОД: Дети играют.
Воспитатель: ребята посмотрите что это? (конверт)
А хотите узнать, что лежит в этом конверте? (Да)
Воспитатель: а давайте уберём игрушки на свои места и посмотрим, что же лежит в этом конверте.
(Дети убирают игрушки на свои места)
Воспитатель ребята присаживайтесь на паласе и посмотрим, что же лежит в конверте.
Воспитатель показывает картинки детям.
Воспитатель: из какой сказки эти картинки ? что изображено на картинках?
(обращает внимание на сказочные домики) (ответы детей)
Показывает на телевизоре картинки из этой же сказки где изображены сказочные домики (обсуждают какие домики что у них есть фундамент, стены, окна, потолок, крыша)
Воспитатель вешает картинки на мольберт.
Воспитатель: ребята давайте тоже попробуем с вами построить сказочные домики чтобы поиграть в сказку «Красная шапочка»
Воспитатель поясняет способ конструирования домика.
- беру брусочек жёлтого цвета и кладу его на стол – это фундамент нашего домика.
- беру брусочек зелёного цвета и помещаю его на фундамент нашего домика- это будет пол у нашего дома.
- беру полукруглый брусочек белого цвета и ставлю его по середине- это будет окно у нашего дома.
- беру брусочек красного цвета с полукруглым вырезом и ставлю его сверху на пол и окно- это у нас стены и потолок.
- для крыши нашего дома я беру жёлтый треугольный брусочек и помещаю его по верх потолка.
- беру прямоугольный брусочек синего цвета и пристраиваю его к нашему дому- это крылечко нашего дома.
Домик готов у него есть фундамент, пол, стены, потолок, крыша и крыльцо.
Воспитатель: а теперь и вы ребята построите такие красивые сказочные домики.
Дети садятся за столы из 4 человек и приступают к постройке дома.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
По мере готовности построек воспитатель советует детям изобразить лес из силуэтов деревьев и проложить дорожку «от порога до порога»
Для изображения дорожек используем шнурки разных цветов.
По окончанию работ воспитатель предлагает детям поиграть с домиками.