Конспект занятия по конструированию в младшей группе "Сказочный замок"
Тема: Строительство сказочного замка из картонных коробок и бумаги, украшение его деталями.
Цель:
Образовательная: Формирование навыков конструирования из бросового материала (картонные коробки, бумага), развитие способности работать с различными текстурами и материалами.
Развивающая: Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления, воображения, творческого мышления, умения работать по образцу и самостоятельно.
Воспитательная: Воспитание чувства композиции, аккуратности, бережного отношения к материалам, умения работать в коллективе (при групповой работе).
Возрастная группа: Младшая группа (3-4 года)
Тип занятия: Комбинированное (беседа, демонстрация, практическая работа)
Продолжительность: 20-25 минут
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображениями замков, сказочных дворцов.
Чтение сказок, в которых фигурируют замки (например, "Золушка", "Снежная королева").
Игры с крупными строительными блоками, строительство башенок.
Материалы и оборудование:
Для детей:
Разнообразные по размеру картонные коробки (небольшие, средние, большие).
Листы цветной бумаги (желательно разной фактуры).
Ножницы (с тупыми концами, безопасные для детей, под присмотром воспитателя).
Клей-карандаш или жидкий ПВА с кисточками.
Пластилин или мягкий цветной картон для украшений (флажки, гербы).
Мелки, фломастеры, восковые карандаши для рисования деталей.
Декоративные элементы: блестки, пайетки, пуговицы, ленточки (по желанию и при наличии).
Картинки-образцы готовых замков.
Для педагога:
Большой листок бумаги или ватман для создания "основы" замка (если планируется создать один большой замок).
Готовый образец сказочного замка, собранного педагогом.
Музыкальное сопровождение (спокойная, сказочная музыка).
Ход занятия
I. Организационный момент (2-3 минуты)
Педагог: Здравствуйте, мои дорогие помощники! Сегодня у нас будет необычное занятие, полное волшебства! Посмотрите, что я вам принесла! (Демонстрирует коробки). А что можно построить из таких больших и маленьких коробочек?
Дети: (Предположения: дом, домик, гараж, дворец, башня...)
Педагог: Молодцы! А кто из вас любит сказки?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: В сказках часто встречаются прекрасные сказочные замки, где живут короли, королевы, принцессы и рыцари. Хотите сегодня построить свой собственный сказочный замок?
Дети: (Восторженные ответы)
II. Вводная часть (5-7 минут)
Педагог: Давайте посмотрим на картинки. Какие замки вы видите? Какие они? (Обращает внимание на башни, стены, ворота, окна).
Педагог: Посмотрите, у замка есть высокие башни – они тянутся к самому небу! А еще у замка есть крепкие стены, которые защищают его от всего опасного. И, конечно же, красивые ворота, через которые входят посетители.
Педагог: А как можно сделать наш замок еще красивее и волшебнее? (Обсуждение с детьми, привлечение к идеям украшения).
Педагог: Мы можем украсить наш замок яркой бумагой, нарисовать на нем окна и двери, сделать флажки на башнях.
III. Практическая работа (10-12 минут)
Педагог: А теперь мы превратимся в настоящих строителей! Для начала давайте выберем самые удобные коробки для нашего замка.
Выбор и установка основы:
Педагог предлагает детям выбрать коробки разных размеров.
Назначает "главного строителя" для каждой части замка (например, кто будет строить главную башню, кто – боковые башенки).
Дети начинают составлять из коробок основу замка, ставя их друг на друга, рядом. Педагог помогает, если возникают трудности с устойчивостью.
Важно: Объяснить детям, что коробки можно склеивать или ставить друг на друга.
Украшение замка:
Бумажное оформление:
Педагог предлагает детям выбрать цветную бумагу.
С помощью клея дети обклеивают коробки-стены и башни. Можно использовать бумагу разных цветов, создавая узоры.
Совет: Для младшей группы можно заранее нарезать бумагу на удобные для обклеивания кусочки.
Рисование деталей:
Дети с помощью мелков, фломастеров или восковых карандашей рисуют окна, двери, узоры на стенах замка.
Важно: Объяснить, что рисовать лучше на обклеенной бумаге.
Создание архитектурных элементов:
Из небольших кусочков бумаги дети могут вырезать флажки и приклеить их на верхушки башен.
Из пластилина или цветного картона можно сделать гербы, ступеньки к дверям.
Подсказка: Педагог может показать, как просто вырезать флажок (прямоугольник на палочке) или слепить шарик для герба.
Педагог (во время работы):
"Посмотрите, какая у тебя получилась красивая башня! А какого цвета окна ты сделал?"
"Ты молодец, что так аккуратно клеишь бумагу!"
"Наш замок становится все больше и чудеснее!"
"Попробуй добавить еще один флажок на самую высокую башню!"
"Может быть, у тебя есть идея, как по-другому украсить эту стену?"
IV. Физкультминутка (по необходимости, 2-3 минуты)
Педагог: Наши пальчики устали, давайте их немножко разомнем.
"Мы строители, мы строим (поднимают руки вверх, имитируя строительство)
Крепкий дом, красивый дом.
Пусть растут они быстрей (произвольные движения руками),
Будут стены и дома!"
V. Заключительная часть (2-3 минуты)
Педагог: Ой, какие молодцы! Посмотрите, какой замечательный сказочный замок у нас получился! Каждая башня – высокая, каждая стена – крепкая, а сколько красивых деталей!
Выставка работ: Дети ставят свои поделки на видное место.
Обсуждение: Педагог хвалит каждого ребенка за работу, отмечает индивидуальные особенности в каждой поделке.
Педагог: "В нашем замке теперь могут жить сказочные герои. Кого бы вы хотели туда поселить?"
Педагог: "Сегодня мы были настоящими волшебниками-строителями! Спасибо вам за такую прекрасную работу!"
Дифференциация:
Для детей, которым сложно: Предложить готовые вырезанные детали из бумаги, помочь с наклеиванием.
Для детей, которые быстро справляются: Предложить более сложные элементы для украшения (например, вырезать зубчики для стен, нарисовать кованые решетки на окнах).
Оценка:
Активность ребенка на занятии.
Умение следовать инструкциям педагога.
Самостоятельность при выполнении задания.
Аккуратность в работе.
Оригинальность идей в украшении.
Развитие навыков конструирования.
Возможные дальнейшие игры:
Инсценировка сказок с использованием построенного замка.
Продолжение украшения замка (например, вырезать из бумаги деревья, цветы).
Создание дополнительных элементов (машинки для рыцарей, мебель для замка).