СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе "Цветок дружбы народов Крыма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе "Цветок дружбы народов Крыма"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майский детский сад «Солнышко»

Джанкойский район Республика Крым


Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Майский детский сад

«Солнышко»

________Матвеева Л.О.








Конспект открытого занятия

в подготовительной группе

«Цветок дружбы народов Крыма»


















Воспитатель: Джаппарова Л.К

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культуры и традиций народов Крыма. Закрепление знаний о народах проживающих в Крыму и их культуре.


Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления детей о том, что Крым населяют разные народы;

2.Закрепить знания об особенностях, национальной кухни, костюмов, народных промыслов;

3. умение описывать национальный женский костюм народов Крыма; называть предметы и описывать народные промысла каждого народа; определять лишние блюда, обосновывая свой выбор.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к культуре и к традициям народов Крыма;

2.Развивать логическое мышление, фантазию, воображение, выполнять различные игровые задания.

3. Расширять и активизировать словарный запас, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение и положительное отношение к культуре народов, проживающих в Крыму;

2.Прививать любовь к своей малой Родине, интерес и уважение к народной культуре; мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций

Словарная работа: сорочка, сарафан, плахта, антер, феска, лозоплетение, народный промысел.


Предварительная работа:

Беседы по теме: «Крым-моя родина», рассматривание национальных костюмов, иллюстраций «Народные промыслы народов Крыма», рассматривание альбомов «Национальная кухня народов Крыма», заучивание стихотворений о Родине, пословиц о дружбе.


Материал:

Презентация «Легенда о возникновении Крыма»; проблемная ситуация «Письмо от Тома Бартона, проживающего в Англии»; иллюстрации народов Крыма (русские, украинцы, крымские татары); 3 куклы в национальных костюмах; Д/ира «Подбери элемент костюма»; мини-музей «Народные промыслы»; презентация по теме: «Национальная кухня народов Крыма»; Д/ира «Четвертый лишний»;

атрибуты к русской народной игре «Заря-заряница», водный маркер на каждого ребенка.






Ход НОД:

1.Организационный момент. Психогимнастика «Друг».

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Утро доброе начнется.

(Дети садятся на стулья)

2.Основная часть

Вос-ль: -Сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо из Англии. Слайд №1.

(Посмотрите на экран) Слайд №2

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том Бартон, я исследователь. Я исследую разные страны, острова.  Я слышал, что в Крыму живут много людей разных национальностей в дружбе и согласии. Я прошу рассказать о народах, их культуре, традициях, живущих в Крыму. Отправляю в знак дружбы цветок, на лепестках которого изображены вопросы. С помощью цветка вы сможете узнать вопросы, которые меня интересуют».

Вос-ль: -Ребята, посмотрите вот и цветок. Он необычный, с разноцветными лепестками.

Вос-ль: - Первый лепесток я открою сама. Нам необходимо рассказать, как появился наш полуостров.

(показ презентации «Легенда о возникновении Крыма») Слайд №3

Вос-ль: - Много лет назад на планете были только моря. Слайд №4 Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода. Слайд №5. Поднялись волны, из-под воды появилась суша Слайд №6. Небольшой участок земли, который имел вот такую форму.

Здесь были горы, реки, водопады, долины Слайд №7.Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники (Слайд №9.) Появились звери и птицы (Слайд №10-11.). Так на планете появился самый красивый уголок земли, наш волшебный полуостров. Наша малая Родина.

Вос-ль: -Как называется наша малая Родина? (Ответы детей)

Илья знает стих-ние о Родине, сейчас он его расскажет.

(Ребенок рассказывает стих-ние)

Этот Край чудесный, там, где синь небес,

Море голубое и зелёный лес,

Ручеёк звенящий и весенний гром,

Это запах неба, это отчий дом

Родина, родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая.

Родина моя!!!

(Ребенок переворачивает 2 лепесток)

Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Отв.детей)

Вос-ль: -Какие народы проживают в Крыму? (Отв. детей)

Вос-ль: -Крым многонационален. Рассмотрим и расскажем Тому о национальном женском костюме народов Крыма. (русского, украинского и крымскотатарского народа).

(Выставляю картинки народов)

(Перед детьми куклы в народных костюмах)

Вос-ль –Ребята, перед вами куклы в национальных костюмах народов Крыма. В костюм какого народа одета эта кукла? (Отв. детей)

(Перед ребёнком кукла в русском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)

Ребёнок: На куклу одета белая рубаха с орнаментом, сверху - нарядный сарафан, расшитый тесьмой, на голове- кокошник, на ногах сапожки красного цвета.

Вос-ль: - А на этой кукле костюм какого народа? (Отв. детей)

(Перед ребёнком кукла в украинском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)

Ребёнок: Кукла одета в сорочку, она называется вышиванка, юбка называется плахта. Поверх плахты завязан фартук, на ногах красные сапожки. На голове венок с разноцветными лентами.


-Ребята, посмотрите, в национальный костюм какого народа одета кукла ? (Отв. детей)

(Перед ребёнком кукла в крымскотатарском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)

Ребёнок: На кукле надето платье-антер, с широким поясом- кушаком, платье и пояс расшиты золотой вышивкой. Под платье надевают шаровары, на ногах кожаная обувь. На голове- фес, украшенная золотой вышивкой. Сверху фески белый тонкий платок, он называется баш марама.

Вос-ль: - Молодцы ребята, рассказали о национальной женской одежде. Теперь немного поиграем.

(Проводится д/игра «Подбери элемент национального костюма»)

Вос-ль: -На столах у вас лежат карточки и маркер. Вам необходимо к народному костюму подобрать свой элемент одежды и провести линию (черту) от элемента одежды к национальному костюму.

(ребенок переворачивает следующий лепесток)

Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Отв. детей)

Вос-ль: -Перевернув третий лепесток, мы расскажем о народных играх народов Крыма.

Вос-ль: -Назовите народные игры Народов Крыма? (Ответы детей)

(«Заря-заряница», «Горелки», «Салочки», «Золотые ворота», «Подоляночка, «Дзвон», «Къувалама», «Гъазлар-гъазлар»)

Вос-ль: - Немного поиграем, отдохнём в игру «Заря-заряница».

(Проводится русская народная игра «Заря-зареница»)

Вос-ль: - Немного отдохнули, поиграли.

(ребенок переворачивает следующий лепесток)

Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Ответы детей).

Вос-ль: - Расскажем о «Национальной кухне народов Крыма».

-У каждого народа есть свои особенные национальные блюда. Расскажите, что готовят и чем встречают гостей народы Крыма.

Вос-ль: -Посмотрите на экран. Слайд №11 (русская кухня)

-Блюда какого народа изображены на экране? (Отв.детей)

Вос-ль: - Расскажите о русской национальной кухне.


Ребенок: (Русские пекут блины, встречают гостей пирогами с разной начинкой, готовят пельмени с мясом, грибами. Пироги да каша- гордость русского народа. И ещё обязательно- чай из русского самовара!)


(Следующий слайд №12) – Блюда какого народа изображены? (Отв.детей)


Вос-ль: -Расскажите о национальной кухне украинского народа.


(Украинцы любят наваристый борщ, вареники с картошкой, творогом, вишней, политые сметаной. Без знаменитого сала не обходится ни один праздник).

(Следующий слайд 13)

Вос-ль: -Блюда какого народа изображены на экране? (Отв.детей)


Крымские татары, встречают гостей ароматным кофем со сладостями. Жарят чебуреки, пекут бурму и кобете.

(Проводится д/игра «Четвертый лишний»)

-На столах лежат карточки на которых изображены блюда народов, вам нужно найти лишнее блюда и закрыть маленькой карточкой и объяснить почему именно это блюдо лишнее.

Вос-ль: - Перевернувши последний пятый лепесток, нужно рассказать о «Народных промыслах» народов Крыма. (Слайд №14)

-Для этого пройдем ребята в наш мини – музей, и рассмотрим экспонаты народных промыслов народов Крыма украинцев, русских и крымских татар.

Вос-ль: -Расскажите о промыслах русского народа? (Ответы детей).

Ребенок: (Русские народные умельцы вырезали из дерева различные предметы быта, деревянные игрушки, делали матрёшек, плели кружева.)

Вос-ль: - Расскажите о украинских мастерах, какими промыслами занимались.

Ребенок: (Украинские мастера вышивали рушники, вышиванки, лепили керамическую посуду, занимались лозоплетением.)

Вос-ль: - Какими промыслами занимались крымские татары? (Ответы детей).

Ребенок: (Крымскотатарские мастера изготавливали керамику и ювелирные изделия, вышивали золотом.)

(присаживайтесь за столы)

Вос-ль: - Молодцы ребята, ответили на этот вопрос!

(Отв.детей)

Вос-ль: - На лепестках цветка закончились вопросы. Скажите, на какие вопросы Тома мы ответили? (Ответы детей)

-Но, что же объединяет все народы Крыма? (Ответы детей)

Вос-ль: - Конечно же, дружба. Кто знает пословицы о дружбе?

(Дети рассказывают пословицы)

-Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Русская)

-Дерево мiцнiше кам’яних стiн. (Украинская)

-Къум къанатына ишана, инсан достуна. (Крымск. -татарская)

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей! (Русская)

-Дружба та братство дорожче багатства. (Украинская)

-Достлукъ бутюн омюрлик. (Крымск. -татарская).

3. Итог занятия. Рефлексия

Вос-ль: Пословицы разных народов звучали на разных языках, а смысл у них один и тот же: человек всегда дорожил крепкой дружбой!

Вос-ль: -Ребята, понравилось ли вам отвечать на вопросы Тома? (Ответы детей)

-Хотите, чтобы Том посетил наш Крым? (Ответы детей)

- Отправим этот цветок дружбы народов Крыма Тому, в знак того, что Крымский народ хочет дружить и ждет его в гости.

Вос-ль: Ребята, вы очень старались, хорошо отвечали.

- Теперь я хочу вас угостить «Пирогом Дружбы».

Вместе мы одна семья,

Все народы здесь друзья!