Конспект занятия по лепке в старшей группе «Морские обитатели»
Программное содержание:
Развивать навыки и приемы лепки; продолжать осваивать рельефную лепку.
Развивать комбинаторные способности ; совершенствовать умение оформлять поделки. Создавать декоративную композицию по заданной тематике, проявлять творческую активность, используя природный материал.
Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр и упражнений
Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, их внешнем виде, местах обитания.
Поощрять самостоятельность, творчество, фантазию.
Активизировать словарный запас, развивать связную речь
Воспитывать усидчивость, внимание и познавательный интерес.
Предварительная работа:
Рассматривание морских животных в атласах и на открытках. Рисование рыбок. Составление фигур морских животных из разных геометрических фигур. Подготовка аквариума - на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли.
Материалы:
Пластилин разных цветов, стеки, клеёнки, мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей, ракушки.
Ход занятия:
Фоном звучит шум морского прибоя. Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь «Море голос подаёт», указывая на картинки с изображениями разных морских обитателей (по мере их появления в стихотворении).
Мчатся белые барашки,
Гальку круглую жуют!
Полосатые тельняшки
Мне покоя не дают.
Я лежу на берегу,
Дом из гальки стерегу!
А вода - качается…
А глаза - сли-па-ют-ся…
Волны ластятся ко мне…
Что такое? Я - на дне!
Вот сверкнули плавники.
Это рыбьи косяки-
Иваси, треска, селёдка,
Ёж на дне лежит, как щётка!
Ярко-синие иголки
У него тверды и колки.
Вот медуза, студнем блуза,
Вся прозрачная, без груза.
Мягко плавает медуза,
Дышит нежностью живой,
Абажуром ходит блуза,
Бант на блузе с бахромой.
Вот несётся осьминог,
Пара глаз и восемь ног.
Хорошо, что босиком,
Жмёт за рыбьим косяком.
Звёзды плавают по днищу,
Звёзды в море ищут пищу.
Толстый краб ползёт, спешит,
Рыб пугает и смешит.
В раковинах мидии,
Словно их обидели:
Чуть открыли створки-
Узенькие щёлки.
Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк,
Хочет сесть в воде конёк,
Но не получается:
Всё в воде качается.
Одноглазой камбале
Хорошо лежать на дне.
Только много ль належишь?
Хоть бочком, а побежишь!
Проплывает мимо скат-
Электрический заряд.
Каждой рыбке с детства ясно:
Встреча с ним всегда опасна!
У кальмара десять ног,
Но кальмар не осьминог.
Он сидит среди актиний,
Фиолетовых и синих,
Плавно щупальцами крутит,
Дно морское тихо мутит,
И в кальмаровы сачки
Попадаются рачки.
Кто-то сверху дал сигнал,
Опускают в море трал.
Мелкохвостые креветки
Облепили разом сетки.
Ну, а в них уже кефаль,
Серебрится, будто сталь.
Поднялась со дна вдруг тина!
В море - грохот! В море - гул!
Нападают на дельфина
Кровожадных пять акул!
(картинка с акулами)
Загоняю хищниц в трал.
Что со мной?
Никак я спал?
Шёпот гальки,
Шум прибоя…
Море голос подаёт!
Это море!
Знаю - море!
Усыпляет и зовёт.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением морских животных - кита, дельфина и акулы. Предлагает подумать, как можно слепить этих животных из пластилина. После ответа детей уточняет:
Пальчиковая гимнастика «Краб»
Краб ползёт по дну,
Выставив свою клешню.
(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз.
Большие пальцы к себе.
Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну
сторону, затем в другую.)
-Некоторые морские животные похожи друг на друга формой тела. Если мы раскатаем из шара «морковку» и на узкой стороне оформим хвостик, то сможем вылепить кого угодно- дельфина, кита, акулу или какую-нибудь рыбку. Для кита раскатаем самую толстую «морковку», округлим и утолщим переднюю часть - голову, налепим глаза и улыбку в форме месяца, завернём наверх узкую часть- хвостик и прикрепим на спине фонтанчик из пластилиновых или бумажных жгутиков. Для дельфина слепим самую красивую «морковку» (он такой грациозный и добрый, снизу налепим кусочек белого пластилина и аккуратно примажем, чтобы получился светлый животик, прилепим плавники и хвостик, на голове сделаем нос «клювиком» и красивые глаза из бусинок или пуговичек. Для акулы слепим «морковку» или «колбаску», вытянем и заострим пасть- прорежем её стекой и вставим страшные зубы из семечек или бисера.
(Дети лепят из пластилина кита, дельфина и акулу, рыб, морскую звезду.)
Выставка.
Дети помещают фигурки вылепленных морских животных в небольшой аквариум, в которых уже размещены камешки и водоросли.
Итог занятия:
Воспитатель спрашивает у детей кого они лепили на занятии. Предлагает вспомнить ещё морских обитателей. Дети оценивают свои поделки и поделки своих сверстников.