Конспект занятия
по лепке в старшей группе
по мотивам народных (дымковских) игрушек
«Олешек»
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
1.Формировать умение выполнять лепку игрушки «Олешка» комбинированным и скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;
2.Развивать чувство формы, пропорций, ритма;
3.Воспитывать интерес к традициям родной культуры.
4.Развивать творческие способности.
5. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Познакомить детей с разными материалами для лепки.
Предварительная работа:
Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.
Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах, рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; технологические карты по лепке.
Для каждого ребенка: пластилин, стека, дощечки, салфетки (бумажные, влажные).
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад мне передали письмо, но оно без обратного адреса и кто его нам прислал не понятно!?
(Открывает конверт читает.) «Здравствуйте, ребятки, -Аринки и Ванятки, Полины, Саши, Вики и другие дети! Если любите играть, Лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки».Какие игрушки непонятно….Куда нам отправляться? Ой смотрите здесь игра! Игра называется «Собери и скажи кто?»
(проводится игра , дети делятся на команды и собираются пазлы с картинками )Что же это? (Ответы детей)Да конечно это дымковский конь, индюк, барыня…и т.д.
Беседа с детьми
Воспитатель: Вот куда нас зовут игрушки… в мастерскую дымковских игрушек!
Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) - Предлагаю воспользоваться летающим ковром. На нём мы все сможем уместиться. Садитесь, держитесь. Все готовы? Ковёр-самолёт взлетает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .
Рассказ воспитателя: Звучит тихо мелодия на народную тему.
Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.
Ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки
Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи.
«Дымковские игрушки»
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня! », и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь! », и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк! », и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на отгадать загадку.
И узнайте, что вы будете лепить.
Стоит на стройных ножках –
Вся краса в рожках.
(Правильно, это олешек).
Отлично. Молодцы, а теперь садитесь и повторите за мной «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Перед работой необходимо разогреть руки и разработать пальчики. Для этого возьмем карандаш и немного поиграем.
ДУДОЧКА
Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в
произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.
На дудочках играют
Девочки и мальчики.
На кнопки нажимают
Маленькие пальчики.
Теперь когда ручки готовы , включаем свои ушки и глазки и внимательно слушаем инструкцию
Обратите внимание на схему!
(на плакате – образцы и приемы лепки) .
1. Сначала слепим две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.
2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).
3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.
7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.
8. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске.
9. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
10. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
Воспитатель: - Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
Итог занятия. Анализ работ.
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Воспитатель:
- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на нашего волшебного змея. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Воспитатель: - Раз, два, три! Лети!
Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, Мы закончим наш рассказ.