Конспект занятия по математике в старшей группе
«Весёлая математика»
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, суток.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве и понимать пространственную терминологию (слева от тебя, справа от тебя)
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, геометрические фигуры.
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, цифрами,ширма математическая, дорожка препятствий, ковер-самолет.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, я очень рада вас видеть и наших гостей.
Встаньте пожалуйста в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы «Улыбка» . Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем , и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались и переругались а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.
Королева Математики».
Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (Да)
А вы точно справитесь с заданиями? (Да)
Тогда мы с вами отправимся в математическую страну.
А на чем можно туда добраться? (ответы детей)
Правильно , мы полетим на ковре- самолете. Это какой транспорт? ( воздушный)
(Под музыку влетает ковер-самолет)
А вот и ковер-самолет, занимайте места ( места располагаются под номером и геометрической фигурой)
Давайте произнесем волшебные слова и полетим в королевство математики
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
(ширма «ВОРОТА» с замком)
Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
И нас ждет первое задание.
Воспитатель: Первое задание королевы Математики. Игра «Ответьте правильно» (с мячом).
1. Сколько частей суток вы знаете? (частей суток – четыре)
2. Назовите их (утро, день, вечер, ночь)
3. Как называется время суток, когда вы ложитесь спать? (день, ночь)
4. Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?
5. В какое время суток вас забирают из детского сада?
6. Сколько времени года вы знаете? (времени года – четыре)
7. Назовите их (осень, зима, весна, лето)
8. Какое сейчас время года? (весна)
9. Назовите зимние месяцы (март, апрель, май)
10. Назовите сколько дней в неделе?
11. Назовите дни недели (понедельник, вторник….)
12. Какой сегодня день недели (пятница)
13. Какой день недели будет завтра?
14. Какой день будет после субботы?
Молодцы, ребята справились с первым заданием.
А нас уже ждет второе задание. Давайте сядем за столы.
Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.
Второе задание ( звучит звук ругающихся цифр)
Ой, слышите, кажется, кто-то спорит. Да это же цифры.
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Давайте поможем цифрам. Помогите каждому числу встать на своё место. Разложите их по порядку от 1 до 10. (Расставьте их по порядку от меньшего к большему, каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10
Дидактическая игра «Построй цифры»
Арман, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
София, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.
Ребята, давайте проверим,
какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Молодцы, вы отлично справились со 2-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Третье задание
А вот и третье задание! Но его не так просто выполнить. Вам нужно преодолеть препятствие, которое приготовил злой колдун!
Справитесь?
(дети под музыку прыгают по дорожке «знаков») и подходят к столу
( на столе лежат плоскостные и объемные геометрические фигуры, счетные палочки)
Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его (квадрат).
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.
4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал)
Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
Но сначала поиграем с нашими пальчиками:
А покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Пальчиковая игра
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
Готовы?
- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
- отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник
- сколько треугольников получилось? (два)
- два треугольника вместе какую фигуру образуют? (ромб)
- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
- сколько палочек вы использовали? (12)
Четвертое задание:
Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовил злой колдун. Я предлагаю вам пройти за столы.(На столах лежат плоскостные и объемные геометрические фигуры)
Какие бывают геометрические фигуры? (Предполагаемый ответ ребёнка: геометрические фигуры бывают объёмные, плоскостные).
Назови и покажи, Даша, плоскостные фигуры. (Если ребёнок не правился с заданием попросить ещё кого-нибудь). (Предполагаемый ответ ребёнка: плоскостные фигуры – это квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник) .
Хорошо, а теперь, Миша, покажи и назови все объёмные геометрические фигуры. (Аналогично, если есть затруднения попросить ещё кого-нибудь (Предполагаемый ответ ребёнка: объёмные фигуры – это шар, куб, цилиндр, конус)
д/и ”Геометрические формы”
Слушайте внимательно задание. Разложите вправо все объёмные фигуры. Слева положите плоскостные геометрические фигуры Подведение итогов
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений
Пятое задание:
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физминутка!!! Под фонограмму
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Шестое задание:
Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- За понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
Игра «Найди место и назови соседей» Вот вам карточки с цифрами. Вы маршируете по кругу под бубен, как бубен замолчал, надо быстро построиться по порядку. Карточки держите вот-так (показываю, чтобы гости видели ваше число. (дети выполняют задание). Цифра 6, назови своих соседей; цифра 3 назови своих соседей и т. д.
Молодцы, вы справились с заданием.
И последнее 7 задание «Логические таблицы»
( дети работают по карточкам, выкладывая соответствующие картинки в ряд по схеме)
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. (звучит волшебная мелодия) Королева вам очень благодарна за помощь.
А мы возращаемся в свою группу
Садимся на наш ковер –самолет
(Звучит музыка)
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
Королева математики вам очень благодарна за вашу помощь!