Занятие по теме «Нравственное начало»
для детей старшей группы
«Доброта
в моем
сердце»
Подготовила : Чернюх Т.В.
Воспитатель
Тема : «Нравственное начало»
Тема НОД: «Доброта в моем сердце»
Цель: определить понятие добра в процессе общения с детьми, вызвать эмоциональную реакцию детей, углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах, доброте, дружбе.
формировать коммуникативно речевые умения как основу социальной компетентности.
Активизировать словарь детей с использованием вежливых форм (ласковых слов)
Совершенствовать умения детей использовать приобретённое ранее знания, высказывать свои суждения, развивать умения анализировать, обобщать.
Воспитывать дружеские взаимоотношения у детей, доброе и уважительное отношение к окружающему миру, людям.
Развивать эстетическое восприятие и коллективное творчество.
Оборудование и материалы: ростовые куклы (лиса медведь мышка), мини-робот «beе –bot», тематический коврик «Деревья», экран, интерактивный стол, слайды по теме занятия, ватман, цветок большой, маленькие цветы из бумаги на каждого ребёнка, колонка беспроводная - плеер, песня « Доброта», ( музыка И. Лученка, слова И. Тулуповой), ребус с картинками, буквы.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в прекрасную страну. А как она называется, вы узнаете, когда разгадаете ребус, прочитав название по первым буквам. (ребус доброта)
Правильно, мы с вами отправляемся в страну «ДОБРОТА».
Вы знаете, что такое доброта, что значит быть добрым?( высказывание детей).
Можно ли ее попробывать на вкус?
1. Беседа с детьми на тему, что такое добро?
Воспитатель: а знаете ребята, добро бывает разное. Одно добро - это сокровище, книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и потрогать руками. Другое добро можно услышать, это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
- Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?
Действительно, А таких людях говорят, это добрые люди. А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
Как вы думаете, доброту можно потрогать? (Высказывание детей)
Можно ли её попробовать на вкус?
А можно ли её увидеть? А в чём её можно увидеть?
В поступках, в действиях, дела, чувствах.
Послушайте стихотворение о том, легко ли быть добрым.
Ребёнок: добрым быть совсем не просто,
не зависит доброта от роста,
не зависит доброта от света,
доброта не пряник, не конфета.
доброта с годами не стареет,
доброта от холода согреет,
надо только добрым быть,
и в беде друг друга не забыть.
Воспитатель: ребята давайте подарим добро друг другу.
Нужно улыбнуться друг другу, посмотреть ласковым взглядом, взяться за руки.
2. Игра Добрый день.
звучит песня «Улыбка»
дети стоят в кругу. Один за кругом. Все вместе говорят.
-Всем кто вежливым растёт,
мимо друга не пройдёт,
Добрый день произнесёт!
Тот кто тот за кем останавливается ведущий, выходит из круга, дети бегут в разные стороны и при встрече говорят:«Добрый день!», взявшись за руки.
Воспитатель: молодцы, вот и подарили мы друг другу добро.
Посмотрите как много у меня на столе разных предметов: зёрнышки, цветок, порванная книга, листок бумаги, фломастер. Сможем ли мы с их помощью совершить добрый поступок? ответы детей:( Зёрнышками накормить птиц, цветок полить или подарить, на листочке нарисовать и подарить другу, книжку подклеить).
Воспитатель: какие поступки мы совершим? А зачем мы их совершаем? Правильно чтобы помочь другим. Потому что мы-добрые люди.
Доброта - это стремление человека сделать что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Как солнышко. Солнышко нас согревает и мы с помощью доброты дарим своё тепло и любовь. Добрый человек любит природу и сохраняет её, помогает животным и людям.
В стране « ДОБРОТА» есть сказочный лес и в нём живут сказочные герои. Попасть в сказочный лес нам поможет мини робот «Пчёлка».
Предлагаю вам ребята составить описание о деревьях и запрограммировать робота Пчёлку найти правильный ответ.
-Стройная, кудрявая, белоствольная..(берёза)
-грустная, печальная, плакучая…(ива)
-стройная зелёная, колючая…(ель)
-крепкий могучий, развесистый…(дуб)
-у меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту,
если я не на опушке,
ветви только на макушке…(сосна).
Сейчас наша Пчёлка будет показывать дерево, у которого есть листочки или иголки. Назовите дерево и запрограммируйте задание роботу Пчёлке.
Как можно назвать все деревья, у которых есть листочки или иголки. (лиственные или хвойные).
Ребята! мы с вами попали в сказочный лес.
Ребёнок: это было или нет,
каждый сам найдёт ответ,
или верную подсказку,
кто посмотрит эту сказку.
Звучит мелодия «Сказка в гости приходи».
Сказочница: Добрый день дорогие друзья!
всех вас рада приветствовать я.
Ждёт сегодня всех праздник, веселье,
ведь у лисички день рождения!
В сказочном лесу жила была лисичка.
гуляла она по лесу и встретила на полянке Медвежонка.
(Сценка с участием детей)
Лисичка: здравствуй медвежонок.
Медвежонок: здравствуй лисичка.
Лисичка: как хорошо что я тебя встретила. Я приглашаю всех зверят к себе в гости. У меня сегодня день рождения.
Медвежонок: ой как здорово, а угощение будет?
Лисичка: конечно будет. пойду пирог испеку.
Медвежонок встречает зверят в лесу:
Заяц! Лисичка собирает гостей, а я приглашаю зверят в гости к ней.
Эй мышка,Не прячься трусишка!
Лисичка сегодня именинница ждёт тёплых слов как травка солнышко.
Мышка: А разве слова бывают тёплыми?
Заяц: Я знаю, что тёплым бывает солнышко.
Медвежонок: Я знаю, много тёплых слов: огонь, костёр, печка, дрова камин и батарея, , пусть наши лисички станет теплее.
Сказочница: медвежонок тебе нужно хорошо подумать, подойдут ли лисички такие тёплые слова. Ведь от тёплых слов должно быть приятно и радостно.
Сказочница: если я скажу, ты Мишутка, самый добрый в лесу, тебе будет приятно?
Медвежонок : очень приятно, всё время только бы их и слушал.
Сказочница обращаясь к зверятам: идём искать мы тёплые слова, чтобы лисичка радостной была!
Воспитатель: какие дружные зверята. ребята а вы дружные? Или иногда бывает так, что вы ссоритесь?
Воспитатель: самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и тоже.
Представьте двух друзей ёжика и зайчиком, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться?
Ребёнок: В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
жили два друга - Зайчик и Ёжик,
как-то они на прогулку пошли,
и на полянке качели нашли.
заяц навстречу качелям шагнул,
ёжик качели себе потянул.
Заяц: « я первый!»
Ёжик: « нет я!»
не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: значит ты Ёж,
мне как товарищ совсем нехорош!
Воспитатель: почему Заяц решил не дружить Ёжиком?
-Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?
-Как помирить друзей, сделать так чтобы ссоры не было?
(Ответы детей).
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились
Ребёнок: В тихом лесу,
средь кустов и дорожек,
жили два друга: зайчик и ёжик,
как-то они на прогулку пошли,
и на полянке качели нашли.
ёжик навстречу качелям шагнул,
заяц качели себе потянул.
Ёжик сказал: покачаю тебя,
мы ведь с тобою зайчишка, друзья!
Воспитатель: что же нужно сделать, чтобы не ссориться? (Ответы детей: уметь договариваться, быть добрым, вежливым).
А как вы считаете, каким должен быть друг? (Ответы детей: добрым внимательным, отзывчивым....)
- Вы ребята молодцы, знаете, что нужно не ссориться, и всегда жить дружно.
Воспитатель: мы сейчас с вами построим Пирамиду Добра.
Дети становятся в круг, воспитатель протягивает свою правую руку ладонью вверх, и говорит: «Я желаю вам быть добрыми!»
Затем все дети по очереди кладут свою ладошку на ладонь воспитателя, произнося тот же самый речевой образец слово характеристику: жизнерадостными, счастливыми, доброжелательными, трудолюбивыми и т д. Когда все дети протянут свои руки и скажут свои пожелания, воспитатель раскачивает полученную пирамиду и все проговаривают волшебные слова: «Раз, два, три, добро твори! пусть оно летит высоко и все люди в мире станут добрее.»
Воспитатель: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Так давайте будем дарить своё добро и согревать им всех.
Звучит мелодия" Сказка в гости приходи"
Зверята: день рождения празднует красавица - лиса, мы несём в подарок ей тёплые слова.
Медвежонок: лисичка, ты красивая и пушистая!
Мышка: смелая и умная!
Зайчишка: добрая и ласковая!
Лисичка: спасибо вам, зверята. Приглашаю всех к праздничному столу!
Воспитатель: Я знаю, мои милые друзья, что вы самые добрые и отзывчивые, чуткие и дружелюбные, и рядом с вами всегда будет уютно и тепло. Спасибо вам, за ваши добрые сердца!
Звучит мелодия песни "Доброта".
Воспитатель: давайте вспомним, в какой сказочной стране мы с вами были?
Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Добрые слова, как и добрые поступки - как цветы украшают нашу жизнь.
Я предлагаю сделать цветок доброты из этих красивых цветов.
(звучит песня "Доброта")
Воспитатель: этот чудесный цветок доброты останется в нашей группе и будет радовать всех.
Добро возвратится добром.
Улыбка, улыбкой вернётся,
И в сердце моих ребятишек,
Только добром отзовётся!
--