СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков С и Ш" в старшей логопедической группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект будет полезен логопедам и воспитателям, работающим в старшей логопедической группе, в нем описаны игры и упражнения для дифференциации звуков С и Ш с использованием нейропсихологических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков С и Ш" в старшей логопедической группе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №39»







Конспект занятия по обучению грамоте

с использованием нейроигр и упражнений

на тему «Дифференциация звуков С и Ш»

в старшей логопедической группе











Подготовила: Бондаренко К.А.,

логопед 10 лог.гр.








Майкоп, 2024

Дата _______________

Дифференциация звуков С и Ш.

Цель: формировать умение дифференцировать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным свойствам с помощью нейропсихологических методов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей дифференцировать звуки С, Ш изолированные, в слогах, в словах, скороговорках;

-учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

-формировать навык фонематического анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, мышление, кинестетические ощущения, межполушарное взаимодействие, ориентацию в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать коммуникативные навыки, желание правильно говорить, умение слушать сверстников и педагога.

Оборудование: картинки со звуками С и Ш в названиях, картинка с изображением мальчика Саши, картинки с изображениями символа звука С-«Насоса» и символа звука Ш «Змейка Шуша», цветные карандаши, листы с игрой «Классики» по количеству детей, листы для игры «Супер-муха» по количеству детей, счетные палочки, шнурки, камешки Марблс.

Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Логопед: Встанем рядышком мы с другом,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!

Ребята к нам сегодня в гости пришел веселый мальчишка Саша. Он тоже хочет с Вами поздороваться. Но Саша-такой затейник, и хочет с поздороваться с Вами необычным способом-кулачками и ладошками.

  1. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» с проговариванием слова «Здравствуйте» по слогам

Цель: развитие слоговой структуры, развитие межполушарного взаимодействия.

Здравст-кулак,

вуй-ребро,

те-ладонь.

Повторить упражнение три раза.

Логопед: Ребята, Саша пришел к нам не один, а со своими друзьями Насосиком, который, когда качает колеса, издает звук С-С-С, и Змейкой Шушей, которая умеет шипеть: Ш-Ш-Ш. А давайте теперь подумаем, каких два согласных звука спрятались в имени нашего веселого мальчишки?

Ответы детей.

  1. Упражнение «Звуки С и Ш»

Цель: закрепление артикуляции звуков С и Ш, развитие кинестетических ощущений.

Логопед: Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются звуки С и Ш?

Закройте глазки и произнесите звук С, почувствуйте, где находятся ваши язычки? Что делают ваши губки? Между зубками есть маленькая щель? Поднесите ладонь к губам, какую струю воздуха вы ощущаете: теплую или холодную? Горлышко дрожит?

Ответы детей.

Логопед: Теперь опять закройте глазки и произнесите звук Ш.

Где находятся ваши язычки? Что делают ваши губы? Между зубками есть щель? Поднесите ладонь к губам, какую струю воздуха вы ощущаете: теплую или холодную? Горлышко дрожит?

Логопед: Запомните: звуки С и Ш-оба согласные и глухие (Голосок спит). Но когда мы произносим звук С- Губы у нас в «Улыбке», кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка, между зубами маленькая щель, куда проходит воздух. Если вы поднесете ладошку к губам, то ощутите холодную воздушную струю.

А при произнесении звука Ш-Губы в «Оскале» (видны 4 верхних и 4 нижних резца), язык широкий в форме «Чашечки», его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ощущается теплая воздушная струя.

Логопед: Вы поняли, чем похожи и чем отличаются звуки С и Ш?

Ответы детей

Логопед: Саша хочет поиграть с вами в классики, но необычные. Играть в классики мы будем пальцами.

  1. Игра «Классики пальцами»

Цель: дифференциация звуков С и Ш изолированных, развитие межполушарного взаимодействия.

У детей на столах листы с нарисованными на них двумя симметричными полями для игры в «Классики»(приложение 1), вместо цифр в клетках изображены буквы С и Ш. Дети должны «пройти» пальцами обеих рук от начала до конца классик, чередуя один палец-указательный и два пальца-указательный и средний, при этом проговаривая звук, обозначенный соответствующей буквой.

Логопед: Саша предлагает вам поиграть с ним еще в одну игру. Готовьте свои ручки!

  1. Игра «Повтори-не ошибись»

Цель: дифференциация звуков С и Ш в слогах, развитие межполушарного взаимодействия.

Дети повторяют слоги:

са-ша-са, ша-са-ша.

со-шо-со, шо-со-шо.

сы-ши-сы, ши-сы-ши.

су-шу-су, шу-су-шу.

сэ-ше-сэ, ше-сэ-ше,

используя при этом упражнение «Кулак-ладонь». На каждый слог нужно менять положение рук.

Логопед: Ребята, давайте вместе с Сашей сделаем зарядку!

  1. Физ. минутка

«Фонетическая зарядка» с гласными звуками и звуками С и Ш.

Цель: автоматизация звуков С и Ш, развитие общей моторики, способности к переключению.

Дети произносят слоги и выполняют соответствующие движения:

СА-ноги на ширине плеч, руки в стороны.

СО-ноги на ширине плеч, руки в круге над головой.

СУ-ноги на ширине плеч, руки вверх, немного в стороны.

СЫ- ноги на ширине плеч, кулаки касаются плеч.

СЭ- ноги на ширине плеч, руки вверх, согнуты в локтях.

СИ- сесть, руки вниз.

Так же и для закрытых слогов, слогов со стечением.

Аналогично, и для звука Ш.

Можно чередовать звуки С и Ш.

Упражнения выполняются многократно, с каждым разом увеличивается темп.

Логопед: Наш затейник приготовил для вас еще одну интересную игру! Будьте внимательны!

  1. Игра «Супер-Муха»

Цель: развитие фонематических процессов, ориентации в пространстве.

У детей на столах листы с таблицей 3 на 3 (Приложение 2). В каждой ячейке таблицы, кроме центральной, картинки со звуками С и Ш в названиях, маленькие круги в углу ячейки, прямоугольники с тремя квадратами для определения позиции звука в слове.

Центральная ячейка пустая, на ней лежит камешек Марблс- это Супер-Муха.

По команде логопеда дети перемещают «Муху» на одну клетку в четырех направлениях «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо», при этом называя слово, обозначающее изображенный предмет. Далее логопед просит закрасить кружок желтым цветом, если в составе слова звук С, и синим цветом, если в слове есть звук Ш, и определить позицию найденного звука в слове (начало, середина, конец), раскрасив при этом соответствующий квадрат в прямоугольнике.

Игра повторяется до тех пор, пока «Супер-муха» «не вылетела» за пределы игрового поля.

Логопед: Ребята, Саша еще маленький и не знает ни одной буквы, давайте научим его писать буквы С и Ш!

  1. Упражнение «Буквы С и Ш».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, закрепление образов букв С и Ш, кинестетических ощущений, конструктивного праксиса.

Логопед просит детей вспомнить, как пишутся буквы С и Ш.

Далее дети пишут букву С в воздухе правой рукой, далее левой, далее обеими руками одновременно; на ладошке соседа, на плече соседа.

Аналогично, и для буквы Ш.

Дети выкладывают букву С с помощью веревки, а букву Ш с помощью счетных палочек.

Логопед: Ребята, а вы хотите сами превратиться в звуки и поиграть?

  1. Игра «Живые звуки»

Логопед выбирает среди детей, кто «превратиться» в живые звуки (от 2 до 4 детей), каждому на ухо говорит, каким звуком он будет (мальчики-согласные, девочки-гласные), далее дети становятся рядом друг с другом и называют свой звук. Другие дети должны понять, какой слог или слово получилось из «живых» звуков, и с помощью камешков Марблс выполняют фонетический разбор этих слогов или слов.

Лексический материал: са, ши, асу, ош, ос, сон, мышь, Саша.

  1. Итог занятия.

Логопед:

- Какие звуки мы научились различать?

-Чем они отличаются? Что у них общего?

-Давайте попрощаемся с Сашей и его друзьями и покажем Саше, как мы научились различать звуки С и Ш. Для этого вы должны повторить за мной скороговорку: «У Саши-сушки, у Сони-шашки» вначале медленно, а потом быстро.



Приложение 1. Игра «Классики пальцами»

Приложение 2. Игра «Супер-Муха»