Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №39»
Конспект занятия по обучению грамоте
с использованием нейроигр и упражнений
на тему «Дифференциация звуков С и Ш»
в старшей логопедической группе
Подготовила: Бондаренко К.А.,
логопед 10 лог.гр.
Майкоп, 2024
Дата _______________
Дифференциация звуков С и Ш.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным свойствам с помощью нейропсихологических методов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей дифференцировать звуки С, Ш изолированные, в слогах, в словах, скороговорках;
-учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
-формировать навык фонематического анализа и синтеза;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, мышление, кинестетические ощущения, межполушарное взаимодействие, ориентацию в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать коммуникативные навыки, желание правильно говорить, умение слушать сверстников и педагога.
Оборудование: картинки со звуками С и Ш в названиях, картинка с изображением мальчика Саши, картинки с изображениями символа звука С-«Насоса» и символа звука Ш «Змейка Шуша», цветные карандаши, листы с игрой «Классики» по количеству детей, листы для игры «Супер-муха» по количеству детей, счетные палочки, шнурки, камешки Марблс.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Встанем рядышком мы с другом,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
Ребята к нам сегодня в гости пришел веселый мальчишка Саша. Он тоже хочет с Вами поздороваться. Но Саша-такой затейник, и хочет с поздороваться с Вами необычным способом-кулачками и ладошками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» с проговариванием слова «Здравствуйте» по слогам
Цель: развитие слоговой структуры, развитие межполушарного взаимодействия.
Здравст-кулак,
вуй-ребро,
те-ладонь.
Повторить упражнение три раза.
Логопед: Ребята, Саша пришел к нам не один, а со своими друзьями Насосиком, который, когда качает колеса, издает звук С-С-С, и Змейкой Шушей, которая умеет шипеть: Ш-Ш-Ш. А давайте теперь подумаем, каких два согласных звука спрятались в имени нашего веселого мальчишки?
Ответы детей.
Упражнение «Звуки С и Ш»
Цель: закрепление артикуляции звуков С и Ш, развитие кинестетических ощущений.
Логопед: Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются звуки С и Ш?
Закройте глазки и произнесите звук С, почувствуйте, где находятся ваши язычки? Что делают ваши губки? Между зубками есть маленькая щель? Поднесите ладонь к губам, какую струю воздуха вы ощущаете: теплую или холодную? Горлышко дрожит?
Ответы детей.
Логопед: Теперь опять закройте глазки и произнесите звук Ш.
Где находятся ваши язычки? Что делают ваши губы? Между зубками есть щель? Поднесите ладонь к губам, какую струю воздуха вы ощущаете: теплую или холодную? Горлышко дрожит?
Логопед: Запомните: звуки С и Ш-оба согласные и глухие (Голосок спит). Но когда мы произносим звук С- Губы у нас в «Улыбке», кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка, между зубами маленькая щель, куда проходит воздух. Если вы поднесете ладошку к губам, то ощутите холодную воздушную струю.
А при произнесении звука Ш-Губы в «Оскале» (видны 4 верхних и 4 нижних резца), язык широкий в форме «Чашечки», его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ощущается теплая воздушная струя.
Логопед: Вы поняли, чем похожи и чем отличаются звуки С и Ш?
Ответы детей
Логопед: Саша хочет поиграть с вами в классики, но необычные. Играть в классики мы будем пальцами.
Игра «Классики пальцами»
Цель: дифференциация звуков С и Ш изолированных, развитие межполушарного взаимодействия.
У детей на столах листы с нарисованными на них двумя симметричными полями для игры в «Классики»(приложение 1), вместо цифр в клетках изображены буквы С и Ш. Дети должны «пройти» пальцами обеих рук от начала до конца классик, чередуя один палец-указательный и два пальца-указательный и средний, при этом проговаривая звук, обозначенный соответствующей буквой.
Логопед: Саша предлагает вам поиграть с ним еще в одну игру. Готовьте свои ручки!
Игра «Повтори-не ошибись»
Цель: дифференциация звуков С и Ш в слогах, развитие межполушарного взаимодействия.
Дети повторяют слоги:
са-ша-са, ша-са-ша.
со-шо-со, шо-со-шо.
сы-ши-сы, ши-сы-ши.
су-шу-су, шу-су-шу.
сэ-ше-сэ, ше-сэ-ше,
используя при этом упражнение «Кулак-ладонь». На каждый слог нужно менять положение рук.
Логопед: Ребята, давайте вместе с Сашей сделаем зарядку!
Физ. минутка
«Фонетическая зарядка» с гласными звуками и звуками С и Ш.
Цель: автоматизация звуков С и Ш, развитие общей моторики, способности к переключению.
Дети произносят слоги и выполняют соответствующие движения:
СА-ноги на ширине плеч, руки в стороны.
СО-ноги на ширине плеч, руки в круге над головой.
СУ-ноги на ширине плеч, руки вверх, немного в стороны.
СЫ- ноги на ширине плеч, кулаки касаются плеч.
СЭ- ноги на ширине плеч, руки вверх, согнуты в локтях.
СИ- сесть, руки вниз.
Так же и для закрытых слогов, слогов со стечением.
Аналогично, и для звука Ш.
Можно чередовать звуки С и Ш.
Упражнения выполняются многократно, с каждым разом увеличивается темп.
Логопед: Наш затейник приготовил для вас еще одну интересную игру! Будьте внимательны!
Игра «Супер-Муха»
Цель: развитие фонематических процессов, ориентации в пространстве.
У детей на столах листы с таблицей 3 на 3 (Приложение 2). В каждой ячейке таблицы, кроме центральной, картинки со звуками С и Ш в названиях, маленькие круги в углу ячейки, прямоугольники с тремя квадратами для определения позиции звука в слове.
Центральная ячейка пустая, на ней лежит камешек Марблс- это Супер-Муха.
По команде логопеда дети перемещают «Муху» на одну клетку в четырех направлениях «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо», при этом называя слово, обозначающее изображенный предмет. Далее логопед просит закрасить кружок желтым цветом, если в составе слова звук С, и синим цветом, если в слове есть звук Ш, и определить позицию найденного звука в слове (начало, середина, конец), раскрасив при этом соответствующий квадрат в прямоугольнике.
Игра повторяется до тех пор, пока «Супер-муха» «не вылетела» за пределы игрового поля.
Логопед: Ребята, Саша еще маленький и не знает ни одной буквы, давайте научим его писать буквы С и Ш!
Упражнение «Буквы С и Ш».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, закрепление образов букв С и Ш, кинестетических ощущений, конструктивного праксиса.
Логопед просит детей вспомнить, как пишутся буквы С и Ш.
Далее дети пишут букву С в воздухе правой рукой, далее левой, далее обеими руками одновременно; на ладошке соседа, на плече соседа.
Аналогично, и для буквы Ш.
Дети выкладывают букву С с помощью веревки, а букву Ш с помощью счетных палочек.
Логопед: Ребята, а вы хотите сами превратиться в звуки и поиграть?
Игра «Живые звуки»
Логопед выбирает среди детей, кто «превратиться» в живые звуки (от 2 до 4 детей), каждому на ухо говорит, каким звуком он будет (мальчики-согласные, девочки-гласные), далее дети становятся рядом друг с другом и называют свой звук. Другие дети должны понять, какой слог или слово получилось из «живых» звуков, и с помощью камешков Марблс выполняют фонетический разбор этих слогов или слов.
Лексический материал: са, ши, асу, ош, ос, сон, мышь, Саша.
Итог занятия.
Логопед:
- Какие звуки мы научились различать?
-Чем они отличаются? Что у них общего?
-Давайте попрощаемся с Сашей и его друзьями и покажем Саше, как мы научились различать звуки С и Ш. Для этого вы должны повторить за мной скороговорку: «У Саши-сушки, у Сони-шашки» вначале медленно, а потом быстро.
Приложение 1. Игра «Классики пальцами»
Приложение 2. Игра «Супер-Муха»