Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Солнышко» Кувандыкского муниципального округа Оренбургской области»
Конспект
Непосредственно - образовательной деятельности
Тема «Обитатели морей и океанов»
Возрастная группа: «Старшая»
Подготовила воспитатель:
Синева О.В.
Апрель 2025 год
Цель: расширение и систематизирование знаний детей о представителях морского дна, их особенностях.
Задачи:
Воспитательные:
формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми;
воспитание умения слушать своего сверстника, не перебивая;
воспитание любознательности, дружелюбия;
воспитание отзывчивости и желание прийти на помощь.
Развивающие:
развитие зрительной памяти, развитие логического мышления;
развитие познавательного интереса;
продолжать стимулирование познавательной активности детей;
развитие свободного общения взрослых и детей на основе технологии сотрудничества;
развитие у детей доброго отношения к морским животным через игру;
развитие пространственного мышления, внимания, восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
развитие умения слушать, понимать речь, отвечать на вопросы.
Образовательные:
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент.
Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: игра.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, самоанализ отдельных моментов занятия.
Предварительная работа:
Решение проблемных ситуаций;
Рассматривание книг о морских обитателях;
Отгадывание загадок.
Планируемые результаты:
Личностные (повышение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками).
Познавательные (закрепление умения выявлять, анализировать, воспроизводить по памяти).
Речевые (соблюдение норм речевого поведения в типичных ситуациях общения, использование различных видов диалога)
Критерии оценки деятельности детей в занятия:
Активность
Самостоятельность.
Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Сопереживание.
Эмоциональность
Самооценка.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Ход занятия.
(Звучит шум мор. Дети, изображая рыбок, как-будто «плывут» в круг, выполняя следующее приветствие)
Воспитатель: Давайте порадуемся солнцу и птицам
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете
(разводят руками)
«Доброе утро!»
Скажем мы вместе
(берутся за руки)
Доброе утро! – останется с нами
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята, на стульчики.
(на мольберте висит картинка с изображением моря.)
Воспитатель: Ребята, скажите, что изображено на картинке ?
Дети: на картинке изображено море.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: Оно красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.
Воспитатель: А какая на вкус морская вода? Можно ли её пить?
Дети: Морскую воду пить нельзя.
Воспитатель: Конечно же, она очень соленая. Но несмотря на это, в море есть морские обитатели. И сегодня мы с вами с ними познакомимся.
(показывает картинку с изображением кита, дельфина… )
Воспитатель: Кит- самое большое животное, хоть и живет в воде. Кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.
Дельфин - это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в цирках, потому что легко поддаются дрессировке.
Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.
Живет морской конек недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо.
Морская звезда похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.
Акула обитает во многих морях нашей планеты, но в отличии от океанских безопасны для человека. Акулы не могут спать, так как дышать жабрами они могут только при движении, иначе могут задохнуться.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек»
(Проводится игра «Волшебный мешочек», в мешочке лежат ракушки, камни, морская звезда. Внутри морской звезды лежит флешка, на которой физкульминутка
Вот сидит сова на ветке
И вращает головой.
Приготовились, ребята!
Повторяем за совой.
Бойко двигает плечами
Разноцветный попугай.
Не сиди, дружок, на месте,
Ну-ка повторяй!
А теперь у нас по плану
Упражнение для рук.
Так покрутим ими дружно
Как барсук и бурундук!
Наклоняются усердно
Возле речки журавли.
Ну-ка! Пробуем руками
Дотянуться до земли.
Громко топают ногами
Бегемот и носорог.
Повторяем вместе с ними
Упражнение для ног.
Вот присел медведь могучий
И мгновенно встал опять.
Ну и мы, конечно, тоже
Будем приседать.
Воспитатель: Ну вот мы с вами посмотрели картинки с изображением морских обитателей, а теперь пришло время посмотреть видео - ролик про них.
(дети смотрят видео про морских обитателей)
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, каких морских обитателей вы теперь знаете?
Дети перечисляют морских животных.