Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли- сад № 345 г. Донецка»
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Поздняя осень в лесу»
Воспитатель:
Ермакова Л.Н.
г. Донецк 2021
«Поздняя осень в лесу»
Прогр.сод.: расширять и обогащать представления детей о временах года (поздняя осень), закреплять умения устанавливать связь между осенними признаками в природе и изменениями в жизни животных; воспитывать любовь к природе, укреплять здоровье детей с помощью оздоровительных игр и упражнений.
Материалы: картины «золотой» и поздней осени; карточки с листьями, семенами, плодами и ветками деревьев; конверт с письмом; карточки с птицами.
Ход ООД:
1.Сюрпризный момент
Воспитатель: ребята, сегодня, когда я пришла на работу и увидела под дверью конверт. Открывать без вас не решилась, вот, посмотрите, в нём что-то есть? (даёт детям потрогать)
Воспитатель: Как вы думаете, что в нём? (Письмо). Сейчас посмотрим, интересно, от кого оно?
Открывает конверт, читает:
«Дорогие ребята детского сада «Дюймовочка». Пишут вам лесные обитатели. Обращаемся к вам за помощью. Недавно налетел сильный ураган и всё в нашем лесу перемешал, перепутал. Мы теперь совсем не готовы к приходу зимы. Если вы нам не поможете, то мы все погибнем от голода и холода».
Какое грустное письмо.
Вы хотите помочь лесным обитателям?
А кто обитает в лесу?
Ребята, а действительно холода наступят уже скоро?
Какое сейчас время года? (Осень).
А признаки осени вы знаете?
Сейчас проверим:
2.Игра «Хлопай, топай»
Воспитатель: Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Осенью растут грибы. (да)
Солнце светит очень жарко. (нет)
Тучки солнце закрывают. (да)
Колючий ветер прилетает. (да)
Ну а птицы гнезда вьют. (нет)
Все букашки выползают. (нет)
Туманы осенью плывут. (да)
Урожай все собирают. (да)
Можно детям загорать. (нет)
Дни становятся короче. (да)
Птичьи стаи улетают. (да)
В лесу подснежник расцветает (нет)
Часто-часто льют дожди. (да)
Желтеют листья, опадают. (да)
Природа словно засыпает…(да)
Воспитатель: – Молодцы, всё про осень вы знаете. Но нам надо торопиться.
Вы готовы отправиться в лес?
3. «Звериная разминка»
Воспитатель: А чтоб было веселее, будем выполнять упражнения
Дети выполняют упражнения:
«Идем по тропинке» (Ходьба в колонне по одному)
«Переступаем через лужи» (Ходьба приставным шагом)
«Зайцы прыгают»– прыжки на двух ногах, руки на поясе
«Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни
Идем тихонько, чтобы не испугать лесных жителей. (Ходьба на носочках )
Упражнение «Какая сейчас осень?»
Воспитатель: Кажется, пришли.
2 картинки: с изображением «золотой» осени и поздней.
Воспитатель: Как думаете, ребята, нам куда дальше?
Почему?
Какой лес больше соответствует нашему времени года?
Какой период осени сейчас идёт? (поздняя осень).
А месяц какой?
Какие осенние месяцы вы знаете?
А что будет, когда закончится ноябрь?
А на другой картинке, какой период осени изображён (ранняя, золотая)? Значит нам всё-таки направо.
Ну вот, наконец, мы в лесу, но чтобы помочь лесным обитателям нам нужно пройти испытания.
Посмотрите, дети, деревья не сбрасывают листву, потому что после урагана перепутали все плоды, семена, листья, и просят нас помочь восстановить порядок.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Детки и ветки».
Разобьёмся на две команды. Одной команде я дам карточки с семенами и плодами деревьев, вы будете «детки». Другой команде дам карточки с листьями, веточками, вы ветки. Пока звучит музыка, вы бегаете по ковру, выполняете красивые движения, танцуете. Как только музыка остановится, вам нужно сразу найти себе пару так, чтоб ваши картинки соответствовали друг другу, листья и плоды на картинке принадлежали одному дереву.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Воспитатель: – Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать слабый ветер? (ветерок)
А если ветер сильный как его можно назвать? (ветрище)
– Подул слабый ветер. (Делаем глубокий вдох носом и выдох через рот, дуем на воображаемые листочки : фь-фь 2 раза)
– А теперь подул сильный ветер (Глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом у-у-у 2 раза)
– Снова слабый ветерок
– Снова сильный
– Сколько листьев нападало. Давайте, соберем листья с дорожки. Сейчас вы мне расскажите у кого какой листок.
4. Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю).
5. Беседа «Как звери к зиме готовятся»
Воспитатель: ребята, а теперь давайте поговорим о том, как звери в лесу готовятся к зиме:
- ёжик собирает листья (чтобы на них спать), делает запасы грибов.
- белка делает запасы грибов, орехов. Меняет шубу на более тёплую.
- медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
- насекомые зимуют под листвой, в щелях, в коре деревьев
- Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
- Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
6. Массаж «Дождь»
Кажется, дождь начинается. Давайте поиграем с дождём и сделаем друг другу массаж спины. Становитесь друг за другом.
Дождик бегает по крыше
Бом! Бом! Бом! (стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите
Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте
Бом! Бом! Бом! (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте. Дождь перестал. Нужно идти дальше, но я вижу впереди такое скопление птиц. Давайте сядем на стулья и разберёмся, что происходит с птицами.
7. Игра «Птицы зимующие и перелётные»
Ребята, посмотрите, сколько птиц собралось. Здесь и зимующие, и перелётные, давайте им поможем разобраться: кому пора улетать, а кому оставаться зимовать.
Ребёнок называет зимующую или перелётную птицу и откладывает её в соответствующую сторону.
Ну вот, и птицам мы помогли. Теперь всё встало на свои места.
8. Релаксационное упражнение «Облака»
Воспитатель: ребята, а теперь давайте полежим на облачке:
– Ложимся на ковёр, закрываем глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Помолчите, прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. (пауза).
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, лёгкие. Ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому облаку. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на нём и чувствуете, как оно нежно обнимает вас. … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Пауза
Но вот облачко перенесло вас в детский сад. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?