КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
«Путешествие золотой рыбки»
Цель: Формирование у детей умения организовывать совместную деятельность, принимать и исполнять соответствующую роль, «слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли, гармонично и эффективно общаться с другими.
Задачи:
Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развивать фантазию и образное мышление.
Способствовать проявлению эмпатии.
Пробуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Материал:
П
есочница – деревянный ящик, окрашенный в синий цвет (песочный лист), в нем на песке золотая рыбка, вылепленная из влажного цветного песка.
Влажный песок, сухой песок.
Поднос с речными камешками.
Кукла – марионетка Песочный человек.
Предварительная работа: Знакомство детей с обитателями аквариума.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья вокруг « песочного листа», прикрытого тканью.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я пригласила вас, чтобы познакомить с удивительной Песочной страной. Здесь, в песочнице, живет хранитель песка – Песочный человек. Он очень веселый, знает много игр, историй, сказок, но поделиться всем этим с тем, кто будет соблюдать его правила.
Ритуал входа в Песочную страну.
Воспитатель: чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. (вместе с детьми выполняет эти действия) Теперь вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочный человек, приди!
(Звучит музыка. Воспитатель берет в руки куклу – марионетку Песочного человека)
Воспитатель: Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте знакомиться с Песочным человеком. Послушаем, что он скажет (воспитатель говорит за куклу)
Песочный человек:
Я отрою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети поняли меня?!
(музыка затихает. Дети вместе с воспитателем повторяют стихотворение, начиная со слов «здесь нельзя кусаться, драться…»)
Рассказ песочного человека.
Друзья мои, усаживайтесь по удобнее. Я расскажу вам историю про Золотую рыбку.
(звучит музыка)
В сказочной Песочной стране жила прекрасная рыбка все обитатели ее очень любили, и он их тоже любила, но у нее не было похожих на нее подружек.
Однажды золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок. « Они мне обязательно помогут!» - подумала Золотая рыбка и позвонила в наш детский сад. Она приглашает вас в Песочную страну.
(настрой на совместное творчество создан. Важная информация получена. Теперь ее необходимо закрепить.)
Создание песочной страны
Музыка затихает. Воспитатель снимает ткань с Песочного листа.
Песочный человек. Посмотрите, вот она, Золотая рыбка! Правда красивая? (дети делятся своими впечатлениями)
- Итак, друзья мои, как вы считаете, мы можем помочь рыбке?
(ответы детей)
- Давайте попробуем слепить из сырого песка подружек Золотой рыбки.
(звучит музыка. Воспитатель вместе с детьми лепит рыбок. Если кто – то из детей задумал слепить что-то другое, это необходимо поощрить, но нужно обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание)
Песочный человек
Какие разные рыбки получились. Но все – таки не такие, как Золотая рыбка. Необходимо сделать, чтобы они засверкали, засияли и превратились в настоящих золотых рыбок? (предложение детей)
- безусловно, нам поможет цветной песок (дети вместе с воспитателем украшают рыбок)
Воспитатель: теперь все рыбки яркие. Давайте украсим и водоем, где они обитают.
На дне хорошо видны разноцветные камешки. (выставляет поднос с речными камешками и дети выкладывают их на песке).
Воспитатель: В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются? (водоросли)
Какого цвета они (зеленого бордового)
- возьмем цветной песок и нарисуем водоросли.
По окончании работы
Песочный человек предлагает вымыть руки и сесть на свои стулья. Музыка затихает.
Воспитатель: (обращается к детям от своего имени, стараясь вызвать эмпатию к персонажу занятия) сегодня мы познакомились с Песочным человеком, который научил нас правилам игры с песком, мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать ей по – настоящему счастливой, мы с вами создавали сказку, а это прекрасное – быть творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение; я узнала много интересного и прекрасно отдохнула. Играя с вами и Песочным человеком.
- А что узнали вы? Какое у вас настроение? (ответы детей)
Ритуал выхода из песочной страны.
Теперь мои милые творцы, я прощу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились!»