СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по пластилинографии «Сороки» в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по пластилинографии «Сороки» в старшей группе»

Конспект занятия по пластилинографии «Сорока»

в старшей группе


Воспитатель Самарина Е. В.

1квалификационная категория

22.03.2023 г.

Цель:

Учить детей передавать образ сороки в технике пластилинографии.


Задачи:

1. Закрепление приёма - надавливания и размазывания.

2. Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост)

4. Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь).


Ход:


Дети стоят на ковре, воспитатель обращает внимание детей на тихое пение птиц.

Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки?

Дети: Это птицы поют.

Воспитатель: Пойдемте, посмотрим, где ж они поют.

Подходим к мольберту на нем изображено дерево с разными птичками.


Воспитатель: Ой, как много тут птичек на одном дереве уместилось и ни кто никого не обижает. И как все они дружно тут сидят и поют. А как вы думаете, птичкам весело?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: они весело поют.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а всем ли птичкам весело?

Обращаем внимание детей ещё на одно дерево. На нём сидит одна птичка и не поёт. Сорока.

Воспитатель: Посмотрите, а это что за птичка?

Дети: Сорока.


Воспитатель: А как вы думаете, почему она такая грустная?

Дети: Может, заболела, может голодная…

Воспитатель: А, наверное, ей просто скучно сидеть одной на дереве. И поиграть не с кем и попеть не с кем. Ребята, а мы можем помочь сороке, стать веселой?

Дети: Да!

Воспитатель: А как мы можем ей помочь?

Дети:---

Воспитатель: А давайте нарисуем ей подружек!

Дети: Давайте!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что есть у сороки.

Дети: Голова, клюв, глаза, туловище - спинка, животик, крылья, хвостик, лапки с коготками.

Воспитатель: По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.

22 марта, мы празднуем День встречи весны. Этот праздник считался одним из самых важных.

На Руси издавна отмечали этот праздник и назывался он «Сороки» или «Жаворонки». Старые люди говорили, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц, первая из которых - жаворонок. Поэтому Жаворонок и считается символом этого праздника. - «Жаворонок за собой сорок птиц привел» - говорили в народе. Поэтому и название такое «Сороки». Люди верили, что начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права: зима кончается – весна начинается.

Воспитатель: На «Сороки» день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Воспитатель:  Хозяйки на Руси традиционно 22 марта на праздник «Сороки» замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек – жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук (жаворонков, скворцов, куликов). Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали - звали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.

Названия весенней выпечки могло быть различным, чаще всего печенье именовали «жаворонки». Иногда по имени праздника «Сороки», это печенье называли «сороки».

Воспитатель: А вслед за жаворонком из – за моря вереницей к нам вернулись перелетные птицы. (Загадки о перелетных птицах)

К нам сорока-белобока

Прилетела издалека.

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку открывает

И на дерево сажает.

«В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Вьется в небе высоко, слышен голос далеко». (Жаворонок)


Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (Скворец)


«Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?» (Соловей)


Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (Грач)


В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

-ку-ку.. ку-ку..

Не спит опушка,

А птицу эту звать... (Кукушка)


Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется? … (Ласточка)


«Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - вмиг

Подымает стрекот – крик». (Сорока)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, на наше дерево села лишняя птица. посмотрите, все ли птицы у нас на дереве перелетные? Какая птица лишняя? (Сорока.) Почему? (Ответы детей) Правильно, все птицы перелетные, а сорока зимующая. А почему эти птицы называются перелетными? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам, наши верные и преданные друзья — птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Воспитатель: Несмотря на то, что праздник «Сороки» или «Жаворонки» не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! Давайте же не будем забывать обычаи и традиции наших предков.

Прежде чем мы начнём рисовать наших птиц давайте разомнем наши ручки.


Пальчиковая игра «Сорока»


Вот сорока прилетала,


Угощать всех кашей стала:


Кушай, Крошка, и Алёшка,


И Антошка, и Серёжка,


И для старшего немножко!


Кашу пальчики поели,


Заплясали и запели.


Левая ладонь – «раскрытый клюв»


Правая – пальцы в кулачке.


Отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца.





Четыре хлопка «тарелочками»


Вращение кистями.


Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, чем мы будем рисовать сорок?

Дети: Пластилином.

Обращаем внимание детей на заготовки

Воспитатель: Рисовать мы начнем с головы, покажите мне пальчиком, где голова у сороки.

Каким цветом будем рисовать голову сороке? Живот? Лапки, хвост?

Работа детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что ещё не хватает у нашей птички?

Ответ детей: перышек

Воспитатель: а как мы можем сделать хвостик?

Ответ детей: стекой

Воспитатель : правильно мы стекой немного прорежем пластилин и у нас получатся перышки…

Воспитатель: Чего ещё не хватает у птички?

Ответ детей: Глаза


Воспитатель: Из чего мы можем сделать глазки?

Ответ детей: из белого и черного пластилина

Воспитатель: Какие у нас замечательные птички получились. Устали мастерить, давайте все станем рядом со стульчиками и разомнёмся….

Физ.минутка:


Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели («улетают», садятся)


Воспитатель: А теперь давайте возьмем своих птичек и посадим их на дерево рядом с сорокой.

Прикрепляем птичек к дереву. Посмотрите у нас целая стайка - сорок получилась. И все они такие разные…Покажите мне самую - важную, - гордую, посмотрите как она грудку свою выпячивает. У кого самая нарядная? У кого птички на самую верхушку дерева взобрались? Наверное, хотят на всех с высока, посмотреть. Посмотрите, а у кого это такая длиннохвостая птичка?


Звучит весёлое щебетание птиц.


Воспитатель: Послушайте, как весело защебетала наша сорока, как она обрадовалась своим подружкам. Ребята мы помогли сороке стать весёлой? Что мы сделали?



7