Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» № 13
структурное подразделение дошкольные группы «Радуга»
Согласовано: Утверждено: социальный педагог руководитель МОУ «СОШ № 13» МОУ «СОШ № 13» СПДГ «Радуга» СПДГ «Радуга»
___________Л.А.Устинова __________Е.С.Кожина
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности:
“ Лаборатория Чудес “
Старшая группа
Составила:
воспитатель Курдюкова Марина Борисовна
городской округ Воскресенск,
рп. им. Цюрупы,
2024-2025 учебный год
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи:
I. Образовательные.
1. Формировать целостную картину мира, природы России, понимание важности объектов на планете.
2. Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды, воздуха, почвы.
3. Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, погружению в различные игровые ситуации. 4. Формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы.
5. Закрепить правила безопасности и поведения во время проведения экспериментов.
II Развивающие.
1. Способствовать развитию любознательности и внимания у детей. 2. Развивать логическое мышление у детей, познавательно-исследовательский интерес, умение определять тему и проблему исследования, самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
3. Развивать умение работать в коллективе.
III Воспитательные. 1. Продолжать воспитывать культуру поведения в природе и окружающем мире, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
2. Воспитывать нравственно- патриотические чувства, уважительное отношение к окружающей среде России.
Материал и оборудование: фартуки и одноразовые шапочки, глобус, 2 таза с водой, стаканы по количеству детей, одноразовые трубочки, вода, сахар, соль, песок, камни, палочки, пластиковые предметы, мусорные пакеты, бумага, подсолнечное масло, одноразовые тарелки, 2 сосуда с землей, коробка с воздушными шариками, мольберт, клеенки.
Методические приемы и технологии: игровые, наглядные, словесные,
эксперименты.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята.Сегодня у нас не совсем обычный день.
Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию: «Академия чудес». Я старший лаборант. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
-Так что такое эксперименты?
Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
-А,вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
-Сегодня ваша группа превратится в настоящую лабораторию. Мы с вами вместе будем делать удивительные опыты.Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории:
– Ничего нельзя трогать на столе без разрешения.
– Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
– В лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
2. Основная часть
Воспитатель:
Ребята, в нашу лабораторию пришла посылка и письмо (достается глобус и конверт). Вы знаете, что это?
Дети: Это глобус
Воспитатель: Глобус – модель земли, так наша планета Земля выглядит из космоса. Глобус о многом нам может рассказать. Что обозначают цвета на глобусе? Зеленый? Коричневый? Желтый? Воспитатель: А что означает синий цвет?
Ребенок (читает загадку):
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Это вода, водные богатства планеты.
Воспитатель: Вода окружает нас повсюду. Вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша. В нашей стране России, тоже много рек, озер, морей. В теплых климатических зонах нашей страны вода – не замерзает, а в холодных зонах севера вода – превратилась частично в лед.
Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Вода нужна людям, растениям, насекомым.
Воспитатель: получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение.
Воспитатель: А для чего человеку нужна вода?
Воспитатель: Вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?
Дети: Нет. Без воды все живое погибнет. Воспитатель: Но, к сожалению многие из водоемов загрязнены и виноват в этом остается не добросовестный человек. И поэтому, чтобы не было экологической катастрофы нам необходимо беречь и охранять природные богатства своей страны: воду, воздух, землю, почву.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких? Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии (показывает детям образцы). Воспитатель: Что вы еще знаете о воде? Дети. 1.Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы. 2. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах. 3.Вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо, которое написал выброшенный на свалку полиэтиленовый пакет: «Скоро мы заполним всю планету! Так просто нас не уничтожить! Если нас сжигать, мы будем выделять в воздух вредные вещества. Если зарыть в землю, разлагаться мы будем долго и отравим почву и воду. Из почвы яды попадут в растения, которыми питаются животные и люди. И тогда победа за нами, планета заболеет!»
Воспитатель: Ребята, страшно представить себе эту картину. Я думаю, что можно избежать такой ситуации, если не вредить природе. Давайте разберемся, как же взаимодействуют разные объекты между собой в природе. Сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники провести несколько опытов.
Опыт №1: «Тонет, не тонет» исследование влияния на воду природного материала.
На столе детям ставятся 2 прозрачных таза с водой. Дети по очереди опускают предметы в таз с водой и делают выводы. - Что происходит? - Где находится предмет, плавает или тонет? - Что это значит? (тяжелые предметы тонут-камни, песок, а легкие плавают-палочки, бумага, пластиковые колпачки, пластиковые пакеты). Вывод: тяжелые предметы тонут -камни, песок, не мешая жизни обитателей водоемов, а легкие плавают - палочки, пластиковые предметы, пластиковые пакеты и затрудняют жизнь обитателей и угрожают их жизни. Такие предметы как деревянные палочки, бумага – со временем растворятся в воде, а пластиковые, стеклянные останутся на долгие годы. Поэтому бросать мусор в водоемы нашего поселка нельзя, потому что люди пользуются водой и это место, где мы живем.
Опыт №2: «Взаимодействие воды с другими веществами»
2. 1.«Воздухи вода». Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если в воду попадет воздух? Ответы детей. Давайте проверим. Опустим в стакан с водой соломинку или трубочку и начнем в нее дуть. Что появляется? Они остаются на дне или поднимаются вверх? Почему? (воздух легче воды). Воспитатель: А теперь попробуем перелить с помощью трубочки воду из одного сосуда в другой. Опустите трубочку в стакан с водой. Зажмите верхнее отверстие трубочки указательным пальцем, осторожно достаньте ее и переставьте в другой стакан. Теперь уберите палец – вода вытечет. Если сделать это несколько раз, можно перенести всю воду из стакана в другой. Вывод: воздух в трубочке удерживает воду. Воздух, попадая в воду помогает дышать обитателям водоемов.
2.2. «Растворимость веществ в воде». Воспитатель: а теперь предлагаю проверить растворимость некоторых веществ в воде. По очереди в стаканы с водой необходимо положить ложкой сахар, соль, песок, краска. Вопросы детям: - Сахар растворился? Вода приобрела его цвет и вкус? - Соль растворилась? Вода приобрела её цвет и вкус? - Песок растворился? Вода приобрела его цвет? Вывод: не все вещества растворяются в воде. Вода приобретает вкус растворяющихся веществ. Поэтому сливать в водоемы нечистоты опасно. Это может привести к гибели обитателей. Природа родного края будет страдать.
2.3. «Масло и вода».
Воспитатель. Перед вами стоит большой стакан с водой и маленький стакан с растительным маслом. Попробуем их смешать, посмотрим, что из этого выйдет! - Что происходит? ( Масло не растворяется в воде) - Где находится масло в стакане?(Масло плавает сверху). - Что это значит? (Подсолнечное масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды)
Итак, какой вывод отсюда следует?
Вывод: Подсолнечное масло и все масляные вещества легче воды и они между собой не смешиваются и плавают на поверхности воды. В том числе и мазут, который разлился на берегу Черного моря. Это грозит гибелью птиц и водоплавающих. Поэтому люди – добровольцы съехались со всех концов страны, чтобы помочь очистить побережье моря от мазута.
Опыт №3: «Вода в воздухе». Воспитатель. Возьмите зеркало, подышите на него. - Что происходит? Теплый воздух соприкоснулся с холодной поверхностью зеркала, охладился, и из него выделились капельки воды.
Вывод: В воздухе находятся капельки воды, которые испаряются с поверхностей, поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар и затем в природе в облака. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю. А это значит, что и воздух должен быть чистым, чтобы на нас лился безопасный дождь.
Воспитатель: Ребята сейчас мы свами небольшую разминку.
Физкультминутка: «Вода»
Лед растает и тогда. ( Разводят руки в стороны) Будет из него вода. (Дети плавают) Если сильный- сильный жар. ( Машут руками на лицо) Из водицы будет пар. (Руки поднимают вверх, кисти разводя) Если пар вдруг охладится. ( Обнимают руками плечи) Превратится пар в водицу. Если холод вдруг придет. (Потирают руками плечи съёживаются) Из водицы будет лед. (Замирают и изображают замороженную фигуру)
Опыт № 4: «Мусор и почва»
Воспитатель: Давайте ребята вспомним, что необходимо растениям, для хорошего роста (плодородная почва без загрязнений, вода)
А теперь посмотрим на взаимодействие почвы, мусора и воды. Опыт: два прозрачных сосуда заполняем землей, в один из них добавляем мусорные пакеты, пластиковые крышки. Дети проверяют палочкой плотность почвы. Проверяют, смогут ли растения пустить корни в обычную землю и в землю с мусором. -Какая почва мягкая, какая твердая? - Где растение будет расти, где с трудом? - Что это значит?
Вывод: растения быстро пустят корни в обычную землю, а в землю с мусором с затруднением или совсем не пустят. Растениям нужна плодородная почва без загрязнений и мусора. Мусор закапывать в землю нельзя. Нужно беречь свою природу, землю.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. Теперь, когда вы стали настоящими учеными. -Что больше всего вам запомнилось и понравилось? Какие выводы мы с вами должны сделать по охране богатств нашей родины? Как сохранить нашу страну чистой, чтобы не произошла экологическая беда? (Ответы детей)
Читает ребенок:
Нас в любое время года. Учит мудрая природа. Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду. Обучают нас труду. И к тому же в их труде. Все по справедливости. Отражение в воде. Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте. Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. У природы круглый год. Обучаться нужно .Весь большой земной народ. Учат крепкой дружбе.
Воспитатель:
Не бросайте никогда пластик, банки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро. Могут вырасти у нас Мусорные горы. Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в детский сад не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня. Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше фантиков, бумажек Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Воспитатель: предлагаю спеть песенку про защитников природы.
Воспитатель: За ваше старание хочу подарить вам воздушные шары, которые вам напомнят про нашу планету земля.
Литература:
1.Дыбина О. В Ознакомление с окружающим и предметным миром М.: Сфера, 2015. №
2 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: Издательство Скрипторий 2003
3.Горькова Л. Г. Сценарии по экологическому воспитанию дошкольников Москва2005
4.Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников 4 -7 лет Н .Е. Веракса М: Мозаика- синтез, 2014
5 Султанова М.В. Простые опыты и эксперименты для дошкольников М: Мозаика- синтез, 2024
Лаборатория
Чудес
ВОДА
ВОЗДУХ
ПОЧВА
Правила лаборатории
В лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
« Скоро мы заполним всю планету! Так просто нас не уничтожить! Если нас сжигать, мы будем выделять в воздух вредные вещества. Если зарыть в землю, разлагаться мы будем долго и отравим почву и воду. Из почвы яды попадут в растения, которыми питаются животные и люди. И тогда победа за нами, планета заболеет!»
1.Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы.
2. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.
3.Вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
3 состояния воды
10