СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Птички-невелички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие - итог работы по проектной деятельности во 2 младшей группе " Птички- невелички". Занятие позволяет расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах родного края, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Птички-невелички"»


Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе «Птички-невелички»



Цель: продолжать развивать связную речь детей, расширять представления о птицах,учить давать полные ответы на вопросы, активизировать словарь

Задачи:

1.Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

2.Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

3.Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (различные виды гнёзд).

4.Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.

5.Развивать речь детей, обогащать их словарь.

6.Учить понимать образный смысл загадок.

7.Развивать интерес к жизни птиц.

8.Активизировать словарь : «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают», «щебечут», «ласточка», «стайки воробьев».

9.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя- демонстрационный материал «Птицы»; звуковая фонограмма «Явления природы»; магнитофон; изображения птичьих гнезд; волшебная шкатулка с птицами.

Для детей – шапочки с изображением птиц для физкультминутки.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

  2. Чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка».

  3. Загадывание загадок.

  4. Дидактические игры: «Чьи детки», «Угадай, какой наш дом», «Чьи детки»




Ход НОД

Воспитатель: Руки вверх, руки вниз,

Ждет, ребята, нас сюрприз!

Вы друг другу улыбнитесь

И на стульчики садитесь!

Воспитатель:

-Какое сейчас время года? А с чего же начинается весна? Давайте вместе назовем приметы весны

Ответы детей: (тает снег, солнце ярко светит, пригревает, набухают почки на деревьях, день становится длиннее, в лесу на проталинках появляются первые цветы-подснежники).


Дидактическое упражнение «Доскажи предложение»

- Погода весной (какая?)-теплая, ветреная, дождливая

- Ручьи весной (что делают?)-журчат, бегут

- Солнце весной (какое?)-теплое, ласковое, яркое

- Сосульки весной (что делают?)-тают, капают

- Листочки на деревьях (что делают?)-появляются, распускаются, зеленеют

- Весной травка вырастает (какая?)-зеленая

- Снег (что делает?)- тает, исчезает

- Весной птицы (что делают?)-прилетают, возвращаются из теплых стран

Основная часть

Воспитатель:

Весной все оживает, просыпается вокруг.

-Какое главное чудо, происходит в природе весной ? (весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья.)

- Какие самые первые птицы прилетают?(грачи) (показывает картинку).

-Какого цвета эта птица?( это чёрная птица)

- А какой у неё клюв? ( длинный клюв)

- Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут.

-А как они кричат? Кто-нибудь из вас слышал? (Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!».)

- В далёкие времена говорили: «Грач зиму ломает».

Есть ещё и такая примета: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Раздаётся стук в дверь. Входит Матрёшка.


Матрёшка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? (Матрёшка) Шла в гости к малышам, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Всё вокруг видят, всё вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? А потом расскажите, что же вы услышали.

  • Звучит музыкальная запись «Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.

Дети стоят на ковре (после прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали)


Дидактическое упражнение «Отгадай загадку».

Матрёшка. Ребята, а у меня для вас есть ещё один сюрприз. У меня вот шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то из шкатулки появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.

(После каждой правильно отгаданной загадки, Матрёшка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграфе) .


  1. Вот вещунья - белобока,

А зовут её… (сорока)


  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)


  1. Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто же это… (воробей)


  1. Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

Раздалось вокруг «ку-ку» (кукушка).



  1. Кто присел на толстый сук

И стучит «Тук-тук, тук-тук» (дятел).


  1. На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его… (скворец).


Матрёшка. Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно.

Воспитатель. Ребята, какая красивая у нас получилась весёлая, весенняя картинка (показывает на коврограф). Давайте ещё раз назовём птиц, которых вы здесь видите (сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач).

- А вы хотите поиграть в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернётесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Воспитатель предлагает стать детям в круг. Вывешивает картинки – 3 птицы, затем убирает одну.


Воспитатель: Как узнать птицу? Что есть у птицы?

Дети: Крылья.

Воспитатель: Правильно. У птиц есть крылья. А зачем птице крылья?

Дети: Чтобы летать.

Воспитатель: Все птицы летают и во время полета машут крыльями. А что есть еще?

Дети: Лапки.

Воспитатель: А зачем птице лапки?

Дети: Ходить, прыгать по земле.

Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?

Дети: Перьями

Воспитатель: Верно. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно.

Воспитатель: Что есть на голове птицы, чем она клюет.

Дети: Клювом

Воспитатель: Птицы кормят своих птенцов из клюва. Как вы думаете, чем питаются птицы

Дети: Червяками, крошками, семечками.


Воспитатель. Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.

- Я уже вижу, что все надели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),

И быстро в птичку превратись!

- Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке).

-Скажите, сколько у птички лапок?

-А глазок, крылышек?

Физкультминутка

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперёд одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички - невелички.

Весело скакали

Зёрнышки клевали

И быстро улетали.

Воспитатель. Как вы думаете, куда могли полететь птички? (Ответы детей).

- А как называется дом птицы? (гнездо)

-А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? В каких домиках живут птицы?


(В скворечниках, гнёздах, дуплах)


Из чего птицы вьют гнезда?


(Веточки, солома, перышки, пух)


- Где строит своё гнездо дятел, ласточка, сорока?- на дереве

-А где живёт скворец?- в скворечнике


А скворечники для птиц кто делает?


(Человек)

Матрешка. Птицы полетели в свои гнезда, и мне пора домой. Я оставлю вам свою волшебную шкатулку, а в ней вас ждет вкусный сюрприз.

Воспитатель.

-Вот и подошло к концу наше занятие.

-Вам понравилось.?

-А что вам больше всего запомнилось? О каких птицах мы с вами говорили?