Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе «Птички-невелички»
Цель: продолжать развивать связную речь детей, расширять представления о птицах,учить давать полные ответы на вопросы, активизировать словарь
Задачи:
1.Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
2.Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
3.Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (различные виды гнёзд).
4.Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
5.Развивать речь детей, обогащать их словарь.
6.Учить понимать образный смысл загадок.
7.Развивать интерес к жизни птиц.
8.Активизировать словарь : «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают», «щебечут», «ласточка», «стайки воробьев».
9.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя- демонстрационный материал «Птицы»; звуковая фонограмма «Явления природы»; магнитофон; изображения птичьих гнезд; волшебная шкатулка с птицами.
Для детей – шапочки с изображением птиц для физкультминутки.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка».
Загадывание загадок.
Дидактические игры: «Чьи детки», «Угадай, какой наш дом», «Чьи детки»
Ход НОД
Воспитатель: Руки вверх, руки вниз,
Ждет, ребята, нас сюрприз!
Вы друг другу улыбнитесь
И на стульчики садитесь!
Воспитатель:
-Какое сейчас время года? А с чего же начинается весна? Давайте вместе назовем приметы весны
Ответы детей: (тает снег, солнце ярко светит, пригревает, набухают почки на деревьях, день становится длиннее, в лесу на проталинках появляются первые цветы-подснежники).
Дидактическое упражнение «Доскажи предложение»
- Погода весной (какая?)-теплая, ветреная, дождливая
- Ручьи весной (что делают?)-журчат, бегут
- Солнце весной (какое?)-теплое, ласковое, яркое
- Сосульки весной (что делают?)-тают, капают
- Листочки на деревьях (что делают?)-появляются, распускаются, зеленеют
- Весной травка вырастает (какая?)-зеленая
- Снег (что делает?)- тает, исчезает
- Весной птицы (что делают?)-прилетают, возвращаются из теплых стран
Основная часть
Воспитатель:
- Весной все оживает, просыпается вокруг.
-Какое главное чудо, происходит в природе весной ? (весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья.)
- Какие самые первые птицы прилетают?(грачи) (показывает картинку).
-Какого цвета эта птица?( это чёрная птица)
- А какой у неё клюв? ( длинный клюв)
- Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут.
-А как они кричат? Кто-нибудь из вас слышал? (Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!».)
- В далёкие времена говорили: «Грач зиму ломает».
Есть ещё и такая примета: «Если грач на горе, то весна во дворе».
Раздаётся стук в дверь. Входит Матрёшка.
Матрёшка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? (Матрёшка) Шла в гости к малышам, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Всё вокруг видят, всё вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись «Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
Дети стоят на ковре (после прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали)
Дидактическое упражнение «Отгадай загадку».
Матрёшка. Ребята, а у меня для вас есть ещё один сюрприз. У меня вот шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то из шкатулки появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
(После каждой правильно отгаданной загадки, Матрёшка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграфе) .
Вот вещунья - белобока,
А зовут её… (сорока)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это… (воробей)
Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг «ку-ку» (кукушка).
Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук» (дятел).
На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его… (скворец).
Матрёшка. Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно.
Воспитатель. Ребята, какая красивая у нас получилась весёлая, весенняя картинка (показывает на коврограф). Давайте ещё раз назовём птиц, которых вы здесь видите (сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач).
- А вы хотите поиграть в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернётесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Воспитатель предлагает стать детям в круг. Вывешивает картинки – 3 птицы, затем убирает одну.
Воспитатель: Как узнать птицу? Что есть у птицы?
Дети: Крылья.
Воспитатель: Правильно. У птиц есть крылья. А зачем птице крылья?
Дети: Чтобы летать.
Воспитатель: Все птицы летают и во время полета машут крыльями. А что есть еще?
Дети: Лапки.
Воспитатель: А зачем птице лапки?
Дети: Ходить, прыгать по земле.
Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?
Дети: Перьями
Воспитатель: Верно. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно.
Воспитатель: Что есть на голове птицы, чем она клюет.
Дети: Клювом
Воспитатель: Птицы кормят своих птенцов из клюва. Как вы думаете, чем питаются птицы
Дети: Червяками, крошками, семечками.
Воспитатель. Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
- Я уже вижу, что все надели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
- Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке).
-Скажите, сколько у птички лапок?
-А глазок, крылышек?
Физкультминутка
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперёд одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зёрнышки клевали
И быстро улетали.
Воспитатель. Как вы думаете, куда могли полететь птички? (Ответы детей).
- А как называется дом птицы? (гнездо)
-А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? В каких домиках живут птицы?
(В скворечниках, гнёздах, дуплах)
Из чего птицы вьют гнезда?
(Веточки, солома, перышки, пух)
- Где строит своё гнездо дятел, ласточка, сорока?- на дереве
-А где живёт скворец?- в скворечнике
А скворечники для птиц кто делает?
(Человек)
Матрешка. Птицы полетели в свои гнезда, и мне пора домой. Я оставлю вам свою волшебную шкатулку, а в ней вас ждет вкусный сюрприз.
Воспитатель.
-Вот и подошло к концу наше занятие.
-Вам понравилось.?
-А что вам больше всего запомнилось? О каких птицах мы с вами говорили?