Интегрированная деятельность детей в подготовительной к школе группе
на тему: «Семья»
Цель: Формирование представлений о семье, членах семьи, семейных традициях.
Задачи:
Закреплять умение ориентироваться на листе в клетку, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти;
Закреплять и обобщать знания детей о семье, о семейных традициях, о взаимоотношениях в семье;
Продолжать закреплять знания о согласных твёрдых и мягких звуках;
Развивать связную речь, умение составлять рассказ о семье используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление;
Продолжать знакомить детей с пословицами. Побуждать использовать пословицы в речи, закреплять умение объяснять их смысл.
Продолжать знакомить с символическим значением подковы, как оберег для дома;
Воспитывать доброжелательность, любовь и уважение к членам своей семьи, к друг другу; воспитывать интерес и активность к творческой деятельности детей.
Предварительная работа:
Беседы о семье;
Составление рассказов о своей семье;
Знакомство и разучивание пословиц о семье;
Рассматривание семейных альбомов;
Рисование на тему: «Моя семья»
Формы организации коллективной деятельности, совместная деятельность педагога с детьми.
Материалы и оборудование:
Листы в клетку, простые карандаши, письмо, мнемотаблица «Семья», модель «Семейные ценности», модель «Традиции семьи», игра: «Собери пословицу», осенние листочки, материал для поделки.
Методы и приемы:
Словесный: художественное слово, рассказ педагога, рассказ детей и др. вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка;
Игровой: Игровая мотивация, сюрпризный момент, словесная игра;
Наглядный: Рассматривание иллюстраций;
Практический: Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий.
Ход НОД:
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и улыбнемся. Повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Сегодня утром , когда я шла в детский сад почтальон мне передал письмо от Домовенка Кузи, давайте его прочтем:
Ой бяда, бяда, огорчение!! Здравствуйте ребята, я домовенок Кузя. Я 7 веков оберегал дома, и у меня случилось несчастье, злая баба-яга выкрала меня из моей семьи, накормила меня заколдованными пирожками, и я позабыл что такое семья, позабыл дорогу домой! Помогите мне пожалуйста одолеть злые чары, для этого нужно пройти задания и за каждое выполненное задание, вы получите то, что поможет мне вернуться домой. Эти задания сложные, но интересные. А отправитесь вы по тропинке заданий!
Ребята, поможем Кузе?
«В гостях хорошо, а дома лучше» - как вы понимаете эту понимаете эту поговорку? (Ответы детей)(В гостях и угощение, всё самое лучшее, но дома лучше, дома всегда лучше, чем в гостях)
В: Конечно дома лучше, поэтому нам обязательно надо помочь Кузе.
Будем расколдовывать злые чары. А чтобы попасть на тропинку заданий-скажем волшебные слова:
1,2,3 повернись-
На тропинке заданий окажись.
Первое задание: Графический диктант. Выполнив его правильно, вы поймёте, что же поможет Кузе вернуться домой.
(Дети пишут графический диктант, получается ключ.)
Много разных есть ключей,
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
В: Ребята, теперь мы понимаем, что нам надо искать ключи, от домов, где жил Кузя.
Молодцы вы справились с заданием, вот и ключ от двери дома.
Ну, что в путь.
Второе задание: Отгадайте что здесь зашифровано и расскажите об этом, и ключ ваш!
-Так что же здесь зашифровано? (семья)
-Совершенно верно! Ребята, а вы помните Кузя в письме написал, что он, что-то забыл? Что же он забыл? Давайте поможем Кузе вспомнить, что же такое СЕМЬЯ?
(Семья-это самое ценное в нашей жизни, в семье люди заботятся друг о друг, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе)
В: Совершено верно!
В: У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются?
Предполагаемые ответы детей. (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).
В: Кто хочет рассказать о своей семье опираясь на мнемотаблицу.
Рассказы 3-4 детей.
В: Игра: «Какая ваша семья»
(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги)
Ответы детей: (Родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, воспитанная, крепкая, гостеприимная, здоровая)
В: Как вы думаете, что разрушает семью?
Ответы детей: (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко) (Ссоры, обиды, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки)
В: «Где семья дружна, не страшна беда» - как вы понимаете эту пословицу? (Значит в семье поддерживают друг друга, всё делают вместе.)
В: Молодцы ребята, получаем ключ.
В: Мы двигаемся дальше.
В: И я уже вижу волшебную полянку, но почему - то листья лежат под ногами.
В: «Упал с дерева один лист – жди осени» - как вы понимаете пословицу? (Деревья роняют листочки с приходом холодов. Значит наступила осень.)
Д: Сейчас поздняя осень, и все деревья уже сбросили с себя всю листву)
В: А для чего деревья освобождаются от листвы?
Д: Потому что совсем скоро наступит зима, дерево зимой накроется белым одеялом и будет спать, и набираться сил, отдыхать, чтобы весной распустить новые листочки)
В: А вот и конверт с заданием: Соберите листья в вазы и получите ключ!
Ну что же, поворачивайтесь друг за другом, прогуляемся по полянке и наберем листьев.
1,2,3,4,5 Будем листья собирать
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем-
В вазы осенний букет отнесем!
(Дети проговаривают быстро, медленно, тихо, громко)
(на мольберте две вазы- синяя, зеленая, на листьях разные предметы, если предмет начинается на твёрдый согласный - в синюю вазу, если на мягкий согласный - в зеленую вазу)
В: А сейчас несите листья в вазу
(самовар, чайник, чашка, сервиз, сахарница, тарелка, блюдце, ложка, пряники, вазочка, варенье, конфеты, пирожки) (дети озвучивают что куда поставили)
В: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, для чего все эти предметы?
Д: Для чаепития
В: «Хорошая семья – традициями крепка»
В: Как вы думаете, что такое традиция?
Почему семья крепка традициями?
(Традиция – это принятые в семье правила.
Традиции – это когда семья вместе проводит свободное время.)
В: Верно, традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети. Традиции передаются из поколения в поколение. В каждой семье есть свои правила, традиции.
В: Совершенно верно, есть такая традиция пить чай всей семьёй.
В: Расскажите мне о ней!
Д: Когда семья собирается за одним столом, стелят нарядную скатерть, ставят чайную посуду, подают столовые приборы к чаю, подают пряники, леденцы, печенье, кренделя, варенье, мед.
В: А еще есть в каждой семье свои семейные традиции!
В: Скажите пожалуйста, а у вас в семье есть традиции?
Рассказ 2-3 детьми о своих традициях.
ИГРА: «Цветок – традиции»
В: Молодцы, Получайте ключ!
В: «Делу время, а потехе час» - как вы понимаете эту пословицу?
(Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет.)
В: Ну мы с вами много позанимались, можем и немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА:
У меня есть семья.
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений)
Не бывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками)
Свою милую семью.
В: Молодцы ребята, получите ключ.
В: Ой посмотрите, а вот и волшебный сундучок, куда мы сейчас сложим все полученные нами ключи и отправим его домовёнку Кузе! Но чтобы сундучок открыть, нам потребуется собрать пословицы из двух половинок.
Дети выполняют задание. Открывается сундучок, но в него надо положить лишь один ключ. Как вы думаете, какой ключ подходит?
В: «Лучше дома своего, нет на свете ничего» - как вы понимаете эту пословицу?
(Принято считать, что человек, который имеет свой дом и семью, является невероятно богатым и счастливым.)
В: Домовёнок Кузя очень благодарен вам, за то, что помогли ему найти ключ и вернуться домой. Он решил вам ребята подарить подкову – это очень интересный и красивый оберег. Давным-давно считали, что подкова — это талисман, который несёт с собой счастье, удачу и богатство. А украшать вы будете её самостоятельно. Когда вы делаете себе оберег, вы должны вложить в него частичку себя, думайте о чём-то добром, прекрасном, ваш оберег будет вас оберегать.
Значение символов на обереге:
Шишка – символ трудолюбия и успеха.
Тыква – символ плодородия.
Лавровый лист – слова, успех.
Солнце или цветок подсолнуха – здоровье.
Орех – символ умственной силы.
Монетка – успех в делах.
Сухоцветы – уют и красота.
По цвету:
Красный – успех
Оранжевый – сотрудничество
Желтый – радость, здоровье
Зелёный – практичность
Голубой – изменения
Синий – ответственность
Фиолетовый – вера
Как подкову на дверь прибиваю,
Так себя и дом – от беды ограждаю,
Всё плохое за порог выгоняю,
Любовь, радость в дом привлекаю!
В: Вы все ребята большие молодцы! Помните всегда, что семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья – это то место, где человек чувствует себя защищённым, нужным, любимым. А укрепляют эти отношения семейные традиции.
«Конец – всему делу венец» - как вы понимаете эту пословицу?
(Любое дело необходимо доводить до конца.)
В: Мы с вами все дела довели до конца?
Что вам понравилось больше всего?
Было что-то сложное для вас?