Конспект занятия по познавательному развитию «Береги Здоровье смолоду!»
для детей 4-5 лет
Программное содержание.
Развивающие задачи:
-развивать память, память, речь;
- совершенствование восприятия детей путём активного использования всех органов чувств (осязания, зрение, слух, вкус, обоняние).
Образовательные задачи:
- обогащение, уточнение и активизация словаря;
- закрепление знаний и умений различать и называть фрукты и овощи;
- закрепление умения считать до 5;
- закрепление умения создавать коллективные работы;
- формирование у детей навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к различным видам деятельности;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- воспитание доброжелательности, скромности;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- закрепление навыков речевого общения;
- совершенствование потребности к любознательности;
- воспитание исполнительности, стремление доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
- пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж;
- подвижные игры, дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- экскурсия в медицинский кабинет;
- изодеятельность;
- прослушивание музыки;
- беседы о строении человека, о пользе фруктов и овощей;
- отгадывание загадок.
Индивидуальная работа:
- закрепление умений отвечать на вопросы воспитателя (Алёна, Егор, Тася, Данил, Матвей);
- активизация внимания и памяти (Антон, Ярослав, Сергей, Кристина, Саша, Ваня, Матвей);
- формирование усидчивости (Антон, Ярослав, Сергей, Ваня, Матвей);
- формирование правильного звукопроизношения в словах ( Егор, Руслан, Саша, Ксюша, Лера, Данил, Ярослав);
- формирование навыков аккуратного наклеивания (Антон, Ярослав, Сергей, Давид, Саша, Матвей, Данил).
Оборудование:
- фотоаппарат;
- запись с музыкальными произведениями;
- клубок;
- избушка; костюм Бабы Яги;
- геометрические фигуры;
- «Волшебный мешочек» - муляжи овощей и фруктов;
- атрибуты для путешествия: «кочки», скакалки, гимнастические скамейки;
- цвета радуги;
- корзинка, муляжи грибов;
- 3 конверта с заданиями, ватман и цветные карандаши;
- нарисованная корзина, бумажные силуэты фруктов и овощей, кисточки, клей, салфетки, бумажные цветы, д/и «Фрукты и овощи».
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нашего окна всё утро стрекотала сорока, она принесла на хвосте плохую весть. В сказочном лесу беда. Заболели все сказочные герои. Нам надо собираться в дорогу, а в этом мешке у меня разные овощи и фрукты, в них много витаминов и они помогут нам вылечить героев наших сказок. Всё готово, можно отправляться в путь.
У меня в руках волшебный клубочек, который покажет нам куда идти.
Ребята, а какую геометрическую фигуру он вам напоминает?
Дети: круг.
Воспитатель: А какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
Дети: квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Воспитатель: В пути нам могут встретиться много разных препятствий…
Воспитатель и дети отправляются в путь за клубочком, звучит весёлая музыка, вдруг…..
1 препятствие: «Перепрыгни через ручеёк»;
2 препятствие: «С кочки на кочку»
3 препятствие: «Пройди по мостику»
Воспитатель: Посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли (полянка украшена цветами, « растут» грибы…)
А что это за избушка стоит и кто в ней живёт?
Дети: Снегурочка, Баба Яга, заяц и петух….
Воспитатель: ребят, а как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы избушка к нам повернулась?
Дети: сказать волшебные слова.
Воспитатель: Хорошо, давайте скажем эти волшебные слова.
Дети: (хором) Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.
Из избушки выходит Баба Яга, держится за спину, кряхтит, щурит глаза.
Б. Яга: Кто это по лесу ходит? Ничего не вижу. Слабые глазки мои стали, того и гляди, скоро совсем ослепну.
Воспитатель: Баба Яга, а ты глаза свои бережёшь? Знаешь, что нужно сделать чтобы сберечь зрение?
Б. Яга: Да откуда же мне знать, в лесу живу.
Воспитатель: А наши дети знают. Ребята, давайте научим Бабу Ягу, как зрение сохранить.
Дети: Нельзя читать лёжа, смотреть на лампу, яркое солнце, не тереть глаза руками. Для глаз очень полезен зелёный цвет – он успокаивает, а красный утоляет.
Б. Яга: Какие-то вы всё цвета называете: красный, зелёный, жёлтое солнце…глаза мои плохо видеть стали, я и цвета такие не знаю, подскажите, покажите, где они находятся.
Дети показывают и называют цвета: зелёная травка, жёлтое солнышко, красные цветочки…
Б. Яга: Ох, поняла, милые, поняла. А может ещё, что мне скажете? Может мухоморов поесть, водицы из копытца попить, а?
Воспитатель: Что ты, Баба Яга! Все дети знают, что мухомор это…
Дети: Ядовитый гриб, а грязную воду пить нельзя. А глаза нужно мыть только чистой водой. А еще, Бабушка, есть фрукты и овощи, потому что в них много витаминов, они очень полезны.
Дети достают из «волшебного мешочка» морковку и дарят Бабе Яге.
Б. Яга: Ну, кажется, всё запомнила. Тереть глаза руками, читать лёжа…Так?
Дети исправляют ошибки Бабы Яги.
Б. Яга: Ну, раз вы такие умные, задам вам задачку трудную. Для волшебного зелья мне нужно собрать 5 грибов. А как мне это сделать, если я ничего не вижу? Давай-ка ты, добрый молодец (указывает на Руслана), собери бабушке грибочки, ровно 5 штук.
Пока ребёнок собирает, Баба Яга сидит на «пеньке» и ест морковку.
Б. Яга: Вот чудо, такого я ещё не видела. Глаза-то мои снова хорошо видят. (проверяет, сколько грибов собрано).
Воспитатель: А чтобы зрение совсем восстановить, дети научат тебя делать гимнастику для глаз.
Дети показывают Б. Яге гимнастику для глаз, она повторяет за детьми.
Б. Яга: Ох, ох, ох, какие все умные, весёлые, а куда же вы направляетесь?
Воспитатель: Да, это ты правильно заметила. А идём мы спасать сказочных героев, заболели они.
Б. Яга: Ох, и жалко мне вас отпускать, так бы и сидела с вами, беседы вела.
Воспитатель: Бабушка, а давай мы тебе станцуем!
Дети исполняют танец «Весёлый зоопарк»
Дети прощаются с Бабой Ягой и отправляются дальше в путь за «волшебным клубочком». На пути встречается «болото» -пройди по следам. Приходят на другую поляну, а там, на пеньке лежат 3 конверта.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие –то конверты лежат. Интересно, что же в них, давайте посмотрим!
Воспитатель открывает 1 конверт и читает задание: «Поиграем с ушками»
Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок (дети садятся в круг и слушают тишину)
Ушки ты свои найди и скорее покажи (дети показывают правое и левое ухо)
Вот так хлопаем ушами (хлопают по ушам)
Сейчас все потянем вниз, ушко, ты не отвались.( захватывают мочки и потихоньку тянут вниз, отпускают)
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно. (прикладывают ладоши к ушам и тщательно трут всю ушную раковину)
Вот и кончилась игра, а раз кончилась игра, наступила ти – ши - на.
2 конверт: «Помоги Буратино нарисовать картину»
- нарисовать облако в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу нарисовать домик;
- в левом верхнем нарисовать солнышко;
- в правом нижнем углу нарисовать ёлку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась.
3 конверт: от доктора Айболита. Загадки.
что за скрип. Что за хруст? За кудрявый хохолок
Это что ещё за куст? Лису из норки поволок.
- как же быть без хруста, на ощупь очень гладкая,
Если я …..(капуста) на вкус – как сахар сладкая. (морковь)
Он круглый и красный, красное, румяное я расту на ветке
Как глаз светофора. Любят меня взрослые и
Среди овощей нет сочней….(помидора) маленькие детки. (яблоко)
Наш огород в образцовом порядке: как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг – пики зелёные выставил….(лук)
Сорвала я стручок, надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился…..(горох)
А на этой грядке разыгрались в прятки зелёные хитрецы, молодые…(огурцы)
Дети отгадывают загадки, а отгадки наклеивают на корзинку. Делают вывод, что в овощах и фруктах очень много витаминов и все они полезны для здоровья. А корзинку с угощением они отправят больным сказочным героям, им передаст её Доктор Айболит.
Воспитатель: Ну, что, дети. Все задания мы с вами выполнили, корзинку с овощами и фруктами мы отправим Доктору Айболиту, а он передаст сказочным героям, чтобы они все были здоровы, и радовали нас своими сказками.
Будем возвращаться в группу? А поможет нам «волшебный клубочек» и сказочное заклинание: Закрути скорей, клубок,
Ребят в дружный хоровод.
Подошла к концу игра,
В группу нам спешить пора.
Дети берутся за руки и возвращаются в группу
Воспитатель: Вот мы и в своей группе. Сегодня мы с вами сделали два важных дела: сказочным героям помогли и ещё раз повторили, как сохранить здоровыми ушки и глазки. А сейчас я предлагаю вам поиграть в известную игру «Жмурки», чтобы мы могли представить, как чувствовала себя Баба Яга, когда она плохо видела.