СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Беседа «Почему улетают птицы». Составление загадок-описаний о перелетных птицах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять представление о перелетных и зимующих птицах. Задачи:

  1. Уточнить и углубить знание детей об осенних изменениях в природе.
  2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни птиц.
  3.  Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах, зимующих птицах, их птенцах.
  4. Продолжать учить при составлении загадок описывать внешний вид птиц, способ их зимовки, особенности жизнедеятельности.
  5. Продолжать учить подбирать слова-синонимы, однокоренные слова,  грамматически правильно согласовывать части речи в сложном предложении.
  6. Расширять глагольный словапь.
  7. Развивать связную речь, логическое мышление, умение делать выводы.
  8. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Беседа «Почему улетают птицы». Составление загадок-описаний о перелетных птицах».»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Беседа «Почему улетают птицы». Составление загадок-описаний о перелетных птицах».


Цель: закреплять представление о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:

  1. Уточнить и углубить знание детей об осенних изменениях в природе.

  2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни птиц.

  3. Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах, зимующих птицах, их птенцах.

  4. Продолжать учить при составлении загадок описывать внешний вид птиц, способ их зимовки, особенности жизнедеятельности.

  5. Продолжать учить подбирать слова-синонимы, однокоренные слова, грамматически правильно согласовывать части речи в сложном предложении.

  6. Расширять глагольный словапь.

  7. Развивать связную речь, логическое мышление, умение делать выводы.

  8. Воспитывать бережное отношение к птицам.


Материал: сюжетная картина «Птицы улетают», картинки разных птиц, мяч, магнитная доска, мольберт.


Ход занятия:

Орг момент

Загадывание загадки. Сообщение темы занятия.
Воспитатель:
Лето спряталось, ушло,
Унесло с собой тепло,
Ветру и дождю не спится,
Улетают к югу...
Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о птицах. По календарю осень наступает первого сентября. А в природе она наступает в разные сроки. То раньше, то позже опадают желтые листья с деревьев, то раньше, то позже улетают на юг перелетные птицы, прячутся на зиму насекомые и другие животные. Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Ухода на зимовку некоторых животных, отлёта перелётных птиц.

Д/и «Приметы осени»

Воспитатель: давайте вспомним приметы осени.


Основная часть занятия

Чтение стихотворения Е.Благининой «Улетели журавли»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели»:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли,
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какие птицы, кроме журавлей, улетают осенью в теплые страны?(Ответы детей).


Беседа «Почему улетают птицы»

Воспитатель: Почему многие птицы улетают на юг? (Ответы детей).
С приходом осени начинает холодать, корма для птиц становится все меньше. Птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) Каких вы знаете зимующих птиц? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны)

Воспитатель: Почему же зимующие птицы живут у нас целый год, а перелетные – нет? (Зимующие птицы не боятся морозов, ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях).

Воспитатель: Как перелетные птицы ведут себя летом и осенью у нас? (ответы детей). Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы вернуться в родные края весной.

Воспитатель: Что происходит осенью с кормом для птиц? (Его становится все меньше. Сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян)

Воспитатель: В зависимости от того, какой корм употребляют перелетные птицы, на какие группы они делятся? (Насекомоядные и зерноядные)

Почему одни птицы улетают раньше, другие – позже. (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые и птицам уже нечем питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно)

А как отличить насекомоядных птиц от зерноядных? (По клюву: у насекомоядных он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее ловить насекомых. Это ласточка, кукушка, соловей. У зерноядных клюв толстый и твердый. У хищных птиц клюв крючком, чтобы разрывать мясо)

Воспитатель: Как птицы готовятся к отлету? (Осенью они ведут себя очень беспокойно. Собравшись в стаи они стремительно носятся в воздухе, усиливается гомон птиц). Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:

Вереница – гуси, лебеди.

Клин – журавли,

Стая – ласточки, грачи, скворцы.

Воспитатель организует детей в круг.


Физминутка
Высоко в голубой дали
Руки поднять вверх
Над землей летят журавли.
Помахать руками, как крыльями
Летят они, курлычут,
Наклон вправо, махая руками
Нас за собою кличут,
Наклон влево, махая руками
Как будто говоря:
Произносят слова все вместе, шагая на месте, руки опустить
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
Встали на носочки, руки вверх
За синими морями
Присели, руки в стороны
Есть теплые края;
Обнимая себя, руки крест - накрест
Там, в зелени долины,
Встали, поворот вправо
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Поворот влево
Вернемся в край родной!»
дети остаются в кругу.


Д/и «Какие действия выполняют птицы?» (с мячом)

Воспитатель: я буду давать мячик, а вы мне отвечаете на вопрос: «Что могут делать птицы?» например, «Птицы могут..сидеть на ветке».

Варианты: летают, щебечут, прыгают, клюют, порхают, носятся, хватают, купаются.

Д/и «У кого кто?» (с мячом)

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «У кого кто?». Я буду давать мячик, а вы мне отвечаете :
у грача – грачонок – грачата;
у утки – утенок – утята;
у лебедя – лебеденок – лебедята;
у соловья – соловьенок – соловьята;
у скворца – скворчонок – скворчата;
у журавля – журавленок – журавлята;
у аиста – аистенок – аистята.

Речевая игра«Скажи иначе»

у аиста длинные ноги, он какой – длинноногий;
у ласточки длинный хвост, она – длиннохвостая;
у соловья звонкий голос, он – звонкоголосый;
у аиста длинный клюв, он – длинноклювый.


Составление описательных загадок про птиц

Воспитатель: Ребята, загадки вы умеете отгадывать, а умеете ли вы сами придумывать загадки? Давайте, попробуем! А чтобы составить загадку – называть птицу не надо, а надо рассказать о внешнем виде птице:
1. Какого она размера, какое у неё оперение, какой клюв, хвост, крылья,
2. Чем питается?
3. Где строит гнездо?
Воспитатель: Послушайте, какую я придумала загадку:
Это крупная птица. У нее длинные ноги и длинный желтый клюв, короткий черный хвост, большие крылья. Эта птица перелетная. Оперение у этой птицы серое, на голове красная шапочка. Живет эта птица на болоте. питается мелкими лягушками .Гнездо строят на кочках. Кто это? (цапля)
Воспитатель: Посмотрите на этих птиц и постарайтесь сами придумать загадку.
(дети составляют загадки)


Итог занятия:

- О ком мы сегодня говорили?

- Приметы какого времени года вспоминали?

- Составляли что?

Послушайте стихотворение:

Птицы перелетные

Тянутся на юг,

Взмахивая крыльями,

Лето вдаль несут.

Крылья их мелькают все быстрей, быстрей.

Хочется обратно им

Вернуться поскорей.

На пути присядут

Птицы отдохнуть,

А потом, расправив крылья,

Снова в путь.