Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему:
« Электричество – как волшебство.».
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.
Задачи:
1.Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
2.познакомить с понятием «электричество», «электрический ток»;
3.познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
4.развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
5.развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
6.вызвать радость открытий, полученных из опытов;
7.воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: часы, батарейка,плакат с правилами, расческа, воздушные шарики,разноцветные шарики из пенопласта, бумага, парные карточки с изображением предметов.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
В: ребята,у нас сегодня необычное занятие, волшебное, потому что мы отправимся в страну волшебного электричества. Но у нас не так много времени и нам придется следить за временем по часам, чтобы успеть все сделать.
2. Основная часть.
В: Что такое? Стрелки стоят на месте, часы не тикают. Как вы думаете, что с ними случилось ?
Вы правы, нет батареек. Сейчас попробуем поставить батарейки. Действительно часы заработали. Что же за сила скрывается в батарейках(ответы детей).
Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. Человек научился управлять электричеством-делать батареи и от них работает много полезных вещей: часы, мобильные телефоны, заводные игрушки, плеер и т. д.
Ребята, а у нас в группе есть электричество? Где оно находится? Как электрический ток приходит к нам в дом?
Электрический ток вырабатывается на больших электростанциях, затем электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко в земле или над землей очень высоко, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Эл.ток совершает длинное путешествие по улицам и городам, по проводам и чем-то похож на реку, только по проводам текут маленькие частички. Этот провод- дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, детские сады.
А как вы думаете, для чего нужен электрический ток? (Чтобы было светло , чтобы работали электрические приборы).
Правильно. Сейчас я вам загадаю загадки об электрических приборах, а вы их отгадаете и скажете, для чего нужны эти электрические приборы.
(показываю изображения предметов)
Есть у нас в квартире робот,У него огромный хобот,Любит робот чистотуИ гудит, как лайнер «ТУ».Он охотно пыль глотает,Не болеет, не чихает.(Пылесос)
Летом папа наш привезВ белом ящике мороз,И теперь мороз седойдома летом и зимойБережет продукты:Мясо, рыбу, фрукты.(Холодильник)
Четыре теплых солнцаУ бабушки на кухне,Четыре теплых солнцаГорели и потухли.Сварили кашу и уху,Спасибо солнцам за еду. (Эл.плита)
Мигнет, моргнет,В пузырек уйдет.Пузырек под потолокНочью в комнате денек.(Лампа)
То назад, то впередХодит-бродит пароход.Остановишь – горе,Продырявит море.(Утюг)
Дом на ножках,Посреди – окошко.Засветится окно,Появится кино.(Телевизор)
- Все предметы, что мы с вами перечислили – это бытовая техника. Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника? (ответы детей). Действительно, техника – это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.
Дидактическая игра «Что есть, что было».
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару.)
Пылесос – веник;
Утюг – гладильная палка;
Швейная машина – игла;
Электролампа – свеча
Счеты – калькулятор
Спицы – вязальный станок
3.Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте, встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь.
Ребята, а эл. ток может ли нам навредить? Какую опасность он таит?
Электрический ток может вызвать пожар, от удара эл. тока человек может умереть. Давайте рассмотрим карточки безопасности, все они нарисованы в красной рамочке. Красный цвет- цвет опасности и предупреждения (рассматривание карточек с правилами безопасности).
Электричество бывает и не опасное, тихое, незаметное, оно живет само по себе, и если его поймать, то можно интересно поиграть. Это статическое, волшебное электричество. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!
4.Опыты.
Опыт 1.
- Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. Давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (Нет).
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3.
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
- Что лежит под стеклом? (Разноцветные шарики из пенопласта)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (Предположения детей).
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт 4.
- Ребята, посмотрите у меня есть два шарика. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (Отталкиваются).
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (Намочить расческу).
- Как же снять электричество с одного шарика? (Намочить его с помощью брызгалки).
- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
5. Итог .
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите воздушные шары. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять - вот мы опять в нашей группе.