СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по ППД. «Сколько бед от гололёда!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ППД. «Сколько бед от гололёда!»»

«Сколько бед от гололеда!»

Конспект занятия по ППД.

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.

  • Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.

  • Развивать художественное восприятие.

Словарная работа: гололед, гололедица.

Ход занятия:

Учитель. Ребята, мы живем в красивом городе Красноуральске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

- Ребята, скажите, почему хорошо и почему плохо.


  • Зима 

(хорошо - много снега, ребятам нравятся зимние забавы, они с удовольствием

строят из снега снежные постройки и ледяные горки;

плохо – на дорогах скапливается много снега, появляются пробки, заносы).

  • Лед 

(хорошо - мы катаемся на коньках, играем в хоккей, строим ледяные дорожки и

горки, открывается зимняя рыбалка; лед это хорошо для мороженного летом, не

растает;

плохо – на дорогах и тротуарах скользко, аварии на дорогах, падение людей). (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).


Учитель. Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.

Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.

Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.

Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Гололедица»

Не идется и не едется, 
Потому что гололедица. 
Но зато отлично падается! 
Почему ж никто не радуется?!

Учитель. Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?

Дети:  скользко, падают.

Учитель. Чтение стихотворения «Гололед».

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа.

Соль насыпать и песок

Чтоб пройти мог пешеход.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно, и страшновато:

На дороге … (Гололед)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

Учитель. Зима – самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята?

Ответ детей. Количество ДТП возрастает, если на улице ветер, температура ноль градусов, на дорогах возникает гололед; машинам по скользкой дороге гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной путь в гололед становится длиннее.

Учитель. Ребята, что такое тормозной путь машины?

Ответ детей. Это расстояние, которое проходит автомобиль с того момента как водитель нажал на тормоз, до полной остановки транспортного средства.

Учитель. Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

Учитель. Почему старушка упала?

Дети: Она упала, потому что скользко, гололед.

Учитель. А что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)

Учитель. А какой мальчик?

Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.

Учитель. Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).

Учитель. Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.

Правила:

  • По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу.

  • Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар.

  • При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму.

  • Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться, округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).

Учитель. Что может произойти, если вы неправильно упали?

Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.

Учитель. И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.

Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?

Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.

Учитель. Ребята, многие из вас не раз ездили на машине. А как водитель должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?

Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.

Учитель. Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?

  • Тише едешь – дальше будешь.

  • В темную ночь дорога далека.

  • Дорога даже в ухабах, лучше бездорожья.

  • И на ровной дороге люди ломают ноги.

Игра «Прокати на саночках безопасно»

(на листах из картона - это воображаемые санки, дети везут игрушку до ориентира и обратно. 2 команды.)

Игра «Хоккей»

(2 команды, 2 клюшки, 2 воздушных шара. 2 е ворот (стулья стоят на определённом расстоянии от команд) Клюшкой довести воздушный шарик и загнать «шайбу» между ножек стула «ворота»

Игра «Паровозик»

(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)

Учитель. А чем опасны сосульки? Правильно, они могут упасть с крыши прямо на голову человеку, и он получит травму или того хуже. А еще? Кто нибудь пробовал брать сосульки в рот и сосать их как леденцы? Так тоже делать нельзя, во-первых, они грязные, а во-вторых, можно заболеть ангиной.

А теперь давайте поиграем в игру «Сосулька»:

Игра «Сосулька».

Вниз головой висит сосулька,

Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

От солнца насморк у нее.

трогают себя за нос

То от тепла она заплачет,

собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.

проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз - заледенеет,

обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,

Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,

руки округляют по бокам

Тяжелой станет- упадет.

приседают.

Учитель. Что же делать, чтобы на нас с вами не упали сосульки с крыши?

Ответ детей.

Учитель. Нужно оградить такие зоны различными ограждениями: веревками с красными флажками, щиты или заборы и т. д. Специальные службы скидывают снег с

крыш, обледенения, сбивают сосульки, а в больших городах есть крыши, которые сами сбрасывают обледенения, но их пока еще очень мало.

Запомните правила, чтобы избежать травм по вине сосулек и схода снега с крыш, нельзя:

  • Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

  • Подходить и трогать свисающие сосульки!

  • Нельзя сосать, и есть сосульки!

  • Не кидайся сосулькой или снегом!

  • Будь внимательным и наблюдательным!

  • Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

  • Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей!

. Учитель. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили об опасностях на дороге. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.