Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Бокситогорская детская школа искусств»
КОНСПЕКТ
Открытого урока-занятия по дополнительной общеобразовательной программе
художественного отделения ДШИ
учебного предмета «Основы изобразительного творчества»
(срок обучения 3 года),
3 год обучения, I полугодие
ТЕМА: «Фактурная живопись. Этюд в технике «кракле» на «сжатой» бумаге: «Домашний цветок».
конспект разработан
преподавателем: Матвеевой О.Ю.
г. Бокситогорск
декабрь 2019
Дата проведения урока: 5 декабря 2019 г
Форма учебных занятий: групповая, 9 человек в возрасте 11-12 лет.
Тема в образовательной программе:
2 Раздел: Изобразительные техники (5 учеб. часов), тема № 8 - Техника работы декоративными материалами. Знакомство с новыми техниками. Фактурная живопись. Этюд в технике «кракле» на «сжатой» бумаге: «Домашний цветок».
Количество часов, отведенное программой на изучение темы: 5 учебных часа продолжительностью 90 минут (2 занятия по 45 минут)
– 1 теоретический час – 4 практических часа
Поурочный план занятий по теме: 1 урок – 2 урок – занятие 90 мин (2 ч.) «Техника работы декоративными материалами. Знакомство с новыми техниками. «Фактурная живопись» Этюд в технике «кракле» на «сжатой» бумаге: «Домашний цветок».
Цель изучения темы: «Продолжить знакомство с различными техниками работы декоративными материалами, выполнить этюд натюрморта с натуры в технике фактурной живописи «кракле» на сжатой бумаге»
Задачи изучения темы:
Обучающие:
- развить умения и навыки в изображении предметов в процессе практической самостоятельной работы в технике живописи;
- формировать знаний о свойствах и специфике акварельной живописи, её возможностях и эстетических качествах;
- совершенствовать навыки использования цвета и фактуры как средства выразительности в живописи, умение видеть и передавать цветовые отношения;
Развивающие:
- развитие навыков композиционного мышления, развитие чувств гармонии и равновесия, чувства пропорций, формы, тона, образного представления, воображения;
- развитие элементов творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к искусству и художественный вкус;
- воспитывать волю к труду, упорство, «творческую смелость» и уверенность в своих силах;
- воспитание потребности в творческом самовыражении, позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Используемые технологии:
- личностно-ориентированные технологии.
Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. с переменой
Оснащение занятия:
Художественные инструменты и материалы
- для уч-ся: Лист ватмана формата А4, акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка», «Пони» (№5, №3, №2), карандаш ТМ, ластик, бумажный скотч, баночка для воды, губка.
- для педагога: - лист ватмана формата А3, планшет, зажимы или бумажный скотч, карандаш ТМ, ластик, акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» круглые (№9, №7, №5, №3, №2);
- методические таблицы по цветоведению;
-конспект занятия;
- постановочный стол, живой комнатный цветок, драпировка;
- компьютер, мультимедиа-проектор, экран
Интеграция с предметами живопись и история искусств.
План занятия:
Организационный момент - 1 мин.
Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний. - 14 мин.
Постановка цели и задач урока.
Практическая часть - 30 мин.
Самостоятельная работа - 35 мин.
Выставка. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие аудитории. Предварительная организация учащихся (проверка отсутствующих, подготовка рабочих мест, организация внимания);
– Здравствуйте, ребята! Проходите, занимайте места за столами, а пока вы устраиваетесь, я проверю готовность к уроку всех учащихся. Спасибо, все готовы и все на месте. Начнем занятие.
2. Вступление. Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам угадать, что спрятано в коробке, посмотрите на слайд.
Что объединяет эти предметы, угадав это, вы узнаете в какой технике мы будем сегодня работать. Правильно - в технике живописи. А что мы знаем об этой изобразительной технике?
Посмотрите, на ваших столах есть конверты, в них недостающий элемент этой загадки...
На столах приготовлены конверты с листами бумаги разной фактуры.
Рассмотрите внимательно все листы, что вы заметили? (Они все разные).
А чем они отличаются? (У них разная поверхность, плотность).
А как вы это определили? (на ощупь)
Потрогав каждый листок, мы можем почувствовать, какую фактуру имеет его поверхность. Сейчас я назвала новый термин. Какой?
А знаете ли вы, что означает термин «фактура»? Что такое фактура?
Фактура - характер поверхности предмета. Фактура, это осязательное качество поверхности (гладкий, шероховатый, шелковистый, бугорчатый).
Молодцы, вы справились с заданием! Итак тема нашего занятия – «Техника работы декоративными материалами. Знакомство с новыми техниками. «Фактурная живопись» Этюд в технике «кракле» на «сжатой» бумаге: «Домашний цветок»
3. Постановка цели и задач занятия.
Цель нашего занятия - Продолжить знакомство с различными техниками работы декоративными материалами и выполнить этюд натюрморта с натуры в технике фактурной живописи «кракле» на сжатой бумаге»
В ходе занятия мы будем решать следующие задачи:
- продолжим развитие навыка изображения предметов в процессе практической самостоятельной работы в технике живописи, используя различные приёмы;
- расширим знания и представления о свойствах и специфике акварельной живописи;
В результате мы научимся:
- использовать возможности бумаги сминаться для получения множества заломов и фактуры кракелюров, выполнение по фактуре этюда а-ля прима.
- находить разницу в окраске предметов друг к другу и к фону.
Мы с вами уже знакомы с многими техниками работы декоративными материалами. Сегодня нам предстоит познакомиться с новой техникой – Фактурной живописи. Давайте ещё раз сформулируем определение нового для нас понятия «фактура».
Молодцы, а как вы думаете может ли фактура являться выразительным средством живописи? А для чего художник использует разную фактуру?
Сегодня мы будем работать над этюдом в технике «кракле» на сжатой бумаге, знакомо ли вам это понятие?
КРАКЛЕ – (от французского – craguele), сеть тонких морщин, трещин на поверхности. Кракелюры (трещинки) придают лаковой или красочной поверхности старый вид.
Значит сегодня и наши этюды приобретут состаренный вид, а это создаст очень необычный эффект для нашего натюрморта.
4. Практическая работа
Приступаем к работе. Наша первая задача – Выбрать формат и закомпоновать натюрморт. Простым карандашом на гладкой сухой бумаге необходимо выполнить набросок
Этап работы:
Изучить натуру.
Легкими линиями без детальной прорисовки намечаем расположение предмета постановки натюрморта – комнатный цветок.
Если композиция Вас удовлетворяет, прорисуйте их поточнее.
Линии должны быть легкими. Не нажимайте на карандаш.
При изображении натюрморта правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Чтобы изображение было: не слишком велико, мало и сдвинуто вверх или вниз.
Молдцы! Все справились. На следующем занятии мы продолжим работу, будем работать акварельными красками, проверьте готовность ваших красок к работе.
ПЕРЕМЕНА
5. Самостоятельная работа. (Второе занятие)
Все готовы к работе, у вас на столах есть всё необходимое. Теперь мы можем приступать к созданию фактуры «кракле», для этого вам нужно смочить лист и аккуратными движениями, начиная с краёв сминать бумагу. Обратите внимание, лист с готовым карандашным наброском нужно смять (скомкать) изображением внутрь, чтобы не повредить поверхность рисунка и не испачкать.
Аккуратно руками расправить смятый лист бумаги на столе и зафиксируйте с помощью бумажного скотча.
Далее ведется работа цветом в акварельной технике a la prima . Живопись по предварительно увлажненному листу выполняется широко, большими цветовыми заливками. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона.
Лучше всего начать с более светлых мест - на них не так заметна потеря формы. По мере высыхания бумаги следует переходить к более темным местам и уточнять детали где добавляя тон, а где выбирая краску отжатой насухо кистью.
Работать надо быстро и собранно - все должно быть закончено до того как бумага высохнет. Не стоит очень беспокоиться о точности формы - гораздо важнее почувствовать поведение краски.
Смелее набирайте тон и не жалейте цвета, так как при живописи по сырому, как и при работе заливками, краска значительно светлеет, высыхая.
Приступаем к работе в цвете. Начинайте рисовать со светлых тонов, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным.
С освещённой стороны показываем рефлексы фиолетового и золотистого цвета.
Во время выполнения работы в цвете, краска интересно стекается в созданные «трещины», создавая красивый кракелюр. На поверхности якобы образовалось множество трещин, картина похожа на полотна художников прошлого века.
6. Этап подведения итогов занятия. Выставка. Рефлексия.
- Итак, ваши работы завершены.
- Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Теперь давайте обсудим наши впечатления от ваших этюдов. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки? Сформулируйте свои советы.
Спасибо за занятие. Желаю успеха!