СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по профориентации "Найти себя" для учащихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по профориентации "Найти себя" для учащихся 9 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Азеевская средняя школа»









Конспект занятия по


профориентации «Найти себя»


для учащихся 9 класса

















с. Азеево

2022 г.


Час общения, посвященный профессиональному самоопределению.


Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать у обучающихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях; способствовать формированию практических умений по систематизации информирования о профессиях;

закрепить знания о характерных ошибках при выборе профессии;

2. Развивающая: развивать осознание обучающимися своих профессиональных предпочтений;

расширение знаний о мире профессий; - активизация процесса рефлексии.

3. Воспитательная: воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.


Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа проектор

Вид занятия: комбинированный с элементами игровых ситуаций.


На доске – эпиграф к занятию:

“Истинное сокровище для людей – найти себя в труде”.


Ход занятия.


  1. Организационный момент


Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами снова встретились, чтобы поговорить о вашем будущем. Каждый человек хочет быть счастливым, и люди давно ищут формулу счастья. Одна из них звучит так: « Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Вот почему так важно правильно выбрать свою будущую профессию. Мне хотелось бы начать наш разговор с притчи о трёх каменщиках: (Слайд 2)

« Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Трёх каменщиков, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!»

Второй молвил: « Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам».

А третий с улыбкой сказал: «Я строю прекрасный собор».

Как вы думаете, почему у людей, занимающихся одним делом, такие разные эмоции и разное отношение к тому, что они делают?

(Ответы детей)

Скоро вы получите первый документ об образовании, который станет для вас билетом в самостоятельную жизнь. Из множества профессий выбрать одну, такую, чтоб душа лежала, чтоб на всю жизнь стала любимым делом, довольно трудно. Сегодня мы свами и поговорим об ошибках в выборе профессии и о серьёзности этого выбора. Мне хочется верить, что тема нашего разговора будет для вас полезна и интересна.



2. (Слайд 3)


Учитель читает: Истинное сокровище для людей - умение трудиться. Эзоп


Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. Древнеримский философ.



Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древнего философа? (Рассуждение детей 2 -4).

Учитель. Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.


А сейчас давайте проведем с вами игровую разминку.

Разминка «Имена». Давайте назовем профессию на первые буквы ваших имен. Начнем с меня.

Лилия – лаборант-аналитик, лингвист, логопед;

Артём – администратор, аналитик, актер, архитектор, архивариус;

Лаура - лётчик, литейщик, логист;

Вика-ветеринар, водитель, воспитатель;

Денис – дизайнер, декоратор, дошкольный педагог;

Кирилл- конструктор, контролёр, композитор.

( имена участвующих детей)


Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»


Классный руководитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске (слайд 4) написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

- А как вы понимаете значение слова “призвание”?

(Степень наивысшего взаимосоответствия человека и его профессии).

В. А. Сухомлинский писал: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нем – это источник счастья».



  1. Психологический тест слайд 2.

Используя геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, нарисуй человечка, состоящего из 10 элементов. На выполнение даётся 30 секунд. Подсчитать количество треугольников.

1 тип. 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству.

2 тип. 5 треугольников – хорошие организаторские способности, ответственный исполнитель.

3 тип 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов, склонность к индивидуальной работе.

4 тип. 3 треугольника – тип ученого, объективен, рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

5 тип. 2 треугольника - интерес к искусству и человеку, тонко чувствует все новое и необычное.

6 тип.1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым  воображением.


Игра: "САМАЯ-САМАЯ ".

А теперь немного отдохнём.

  1. В шуточной форме вспомним профессии.

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог).

2. «ПРОФЕССИИ ГЕРОЕВ КНИГ»


1. Лучшая в мире няня — гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мэри Поппинс, П. Треверс)

2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, — говорила она, — и дети, и собаки становятся шелковыми». (Фрекен Бок, А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

3. Из трех девиц одна стала царицей, вторая — ткачихой. А третья? (Поварихой, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4.Сказка, в которой два обманщика выдавали себя за ткачей и говорили, что могут изготовлять чудесную ткань, которая невидима для всякого человека. (Г. X. Андерсен «Новое платье короля»).

  1. Матрос капитана Врунгеля. Он попал на корабль случайно, в мачтах и парусах был ни бум-бум, зато здорово разбирался в картах, правда, в игральных. (Фукс, В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)

  2. Девочка-циркачка, удивительно похожая на куклу наследника Тутти. (Суок, Ю. Олеша «Три толстяка»)

  3. Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

  4. Министр, владелец всех зеркальных мастерских в Коро­левстве Кривых Зеркал. (Нушрок, В. Губарев «Королевство Кривых зеркал»)

  5. Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин, Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)

  6. Сказочный ветеринарный врач. (Айболит, К. Чуковский)

  7. Известный столяр, смастеривший из полена себе сына. (Папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино, или Зо­лотой ключик»)

  8. Рыбак, в невод к которому попалась золотая рыбка. (Старик, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  9. Профессия кота Василия из сказки С. Маршака «Кошкин дом». (Дворник)

  10. Профессия отца, который завещал одному из трех сыновей кота в сапогах. (Мельник, Ш. Перро «Кот в сапогах»)

  11. Тот, кто «стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». (Почтальон, С. Маршак «Почта»)


В мире насчитывается около 40 тыс. разных профессий. Ежедневно 25 мл. человек меняют свое место работы.

12 % из них возвращаются обратно.… Означает ли это, что к выбору профессий можно идти методом проб и ошибок? А может надо сознательно подготовить себя к выбору профессий? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала? Чтобы она приносила пользу людям, обществу?


Выполним упражнение «Рука судьбы».

У вас на столах лежат 2 карточки. Напишите на них название профессии, которой вы хотите посвятить свою жизнь.

Мы перемешаем карточки, и каждый вытянет одну.

Поднимите руки, кто вытащил свою карточку.

- Какие чувства вы испытали, когда произошла не состыковка желания с результатом?

- Как найти выход из сложившейся ситуации?

- Какой вывод можно сделать?

(На судьбу надейся, а сам не плошай).


Учитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах. Подберите как можно больше профессий определённого типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.


Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

- Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.

- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.


Учитель: Вспомните притчу о трёх каменщиках, о которой мы говорили в самом начале нашей беседы. В ответах каждого каменщика прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

  • Какие факторы могут повлиять на выбор профессии? (ответы детей)

  • Давайте вместе рассмотрим эти факторы.


1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.


2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).


3.Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.


4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.


5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.


6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.



7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.


8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

Оцени профессии.

Классный руководитель: Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий: (слайд 8)

- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

- щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

- тщетные науки (алхимия, астрология);

- вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

Информационный блок «Самый лучший выбор» (просмотр фильма).

Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог. ( Слайд 9)

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).


Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей .

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.

- Таня пока не знает, чего она хочет. Способностей и талантов у неё особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.)


Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?


Выбирая профессию, надо помнить, что востребованность тех или иных специалистов в российских условиях – вещь, меняющаяся приблизительно каждые пять лет. Когда-то остро не хватало юристов и бухгалтеров, все стремились получить эту профессию, и как результат наступило их перепроизводство. Сейчас нужны инженеры, а значит, через какое-то время их станет больше, чем нужно. Следует учитывать и то, что в положение дел на рынке труда активно вмешиваются политика с экономикой.

По мнению экспертов, через 10 лет десятка востребованных профессий будет выглядеть так:

Инженеры.

Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования.
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. Это неудивительно, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас наименьший разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов оказался в IT-отрасли, но сложно прогнозировать потребность в специалистах на пять лет вперед.
Специалисты в области нанотехнологий.

Как ожидается, нанотехнологии охватят машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Специалисты по электронике и биотехнологии.

Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Целью научных разработок может являться, к примеру, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.
Маркетологи.

Прогнозируется, что лет через 10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. И потому потребуются маркетологи - стратеги компании, руководящие системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей
Специалисты, связанные с сервисом.

Доходы населения растут, растет численность среднего класса, а значит, увеличится потребность в качественном сервисе. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать.
Логисты.

Интеграция России в мировой рынок потребует притока профессиональных логистов.
Экологи.

Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире.
Медики.

В частности, рост спроса в этой области связывают с поиском средств продления жизни.
Химики.

Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии.

Ведущий специалист:

В числе тех, кому в обозримом будущем будет трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов, занятых в социальной сфере, науке и системе государственного здравоохранения. Также упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов.


Давайте составим памятку с правилами выбора профессии.

1.Рассмотреть как можно больше профессий.

2. Изучить рынок труда и его перспективы.

3. Изучить свои интересы, склонности, способности.

4. Подробно познакомиться с выбранной профессией, оценить возможности ее приобретения.

5. Посоветоваться с родителями, учителями, специалистами.

6. Наметить пути получения профессии.

7. Выбрав профессию, быть настойчивым в овладении ею в совершенстве.


А на данный момент вашей главной задачей является получить глубокие прочные знания, необходимые для выбранной вами профессии. Хорошо подготовиться к экзаменам и успешно их сдать. Это только первый, но очень важный шаг на пути вашей жизни. Я желаю, чтобы ваша будущая работа была успешной и приносила вам чувство удовлетворения.

Благодарю всех за участие. Хотелось бы закончить нашу встречу словами великого писателя Льва Толстого:

«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».


На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!


Народная мудрость гласит: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Ошибайтесь, но не теряйтесь, пусть ваши ошибки всегда приносят вам положительный опыт!










15