Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
Социокультурная категория «Традиции образа»
Тема: «Светлый образ»
Подготовительная группа «Почемучки»
Воспитатель:Никитина А.Е
Ульяновск
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословление», «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», просмотр фильмов о Сергии Радонежском.
Задачи:
познакомить детей с социокультурной категорией традиции образа. Развитие позитивного настроя на общение в группе. Формирование ресурса успеха у детей. Развитие у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Материал для занятия:
книги для развития детей №3 «Светлый образ», иллюстрации с изображением «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», пословицы и поговорки о труде, добре и правде.
Ход занятия:
1.Вводное слово
- Ребята, мы с вами познакомились со Святым образом Преподобного Сергея Радонежского. Кто же такой Сергей Радонежский.
Ответы детей.
Он является ангелом хранителем земли русской, чудотворцем, при жизни его называли святым.
Он с ранних лет служил Богу. И за свое усердие, трудолюбие получил от Господа дар чудотворения. К Преподобному Сергею Радонежскому тянулись русские люди за чистым словом, просили его о благословении и исцелении.
Выпало немало на долю нашего Отечества тяжелых испытаний и послал Господь на помощь прозорливого чудотворца. Благословенное Преподобным Сергеем Радонежским Войско Одержало славную победу над татаро-манголами на Куликовом поле.
Благословил Сергей Радонежский и князя Димитрия Донского на ратный подвиг и предсказал ему победу, и были у него ученики, которые разошлись по Руси и положили начало новым монастырям, так как сделал это Сергей Радонежский , когда основал Серге-Троицкий монастырь.
Присоединение:
2. Воспитатель: На высоком холме окруженных величественными белоснежными стенами возвышается Свято-Троицкий монастырь. (показ Иллюстраций о монастыре)
- Ребята а вы знаете, кто основал этот монастырь?
- Ребята, давайте поговорим о детстве Сергея Радонежского.
-Кто были его родители? (ответы детей)
- Что явилось главным в чудесном обретении грамоты Варфоломея? (ответы детей)
- Почему люди именно к нему обращались к нему за помощью? (ответы детей)
Воспитатель: Люди всегда обращались к Преподобному за советом и помощью, потому что его считали праведным.
- Ребята, мы познакомились с Преподобным Сергеем Радонежским в произведении «Куликовская битва».
(Показ иллюстраций)
-Как вы думаете, почему благословение Преподобного так важно было для князя Димитрия Донского почему он не решился вступить в битву с лютым врагом,без благословения?(ответы детей)
- А мы с вами должны защищать нашу землю от врагов? (ответы детей)
- Почему Преподобного называют Чудотворцем всея Руси?(ответы детей)
- Захотелось ли вам побывать в Свято-Троицком монастыре, где пребывает Благодать Божия?
- Послушайте пословицы, как вы их понимаете:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Правда в воде не тонет и в огне не горит»
«У кого душа добра, тот краше золота и серебра»
«Добрый человек в доброте проживет целый век»
3. Работа с книгой за столами: стр. 13
Давайте сядем за столы и откроем книгу.
- К какому произведению эта иллюстрация?
- Почему источник называют Чудотворным?
- О каких чудесах из жизни Сергея Радонежского вы бы хотели рассказать.
Воспитатель: Всю жизнь Сергей Радонежский стремился устанавливать среди людей добрые братские отношения . он учил людей хранить любовь, правду, заботиться о нищих и бездомных.
Индивидуальная работа
- Откройте книгу на стр. 26 (внимательно рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним соответствующие слова и соедините линией.
Работа в парах:
Расскажите друг другу свое решение и придите к соглашению. Соедините линией соответствующие слова и иллюстрации.
- Кто хочет рассказать о своем решении?
- Теперь давайте сравним с моим выбором.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
русская народная игра «Золотые ворота»
4. Рефлексия:
Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать на листе книги для развития страницу альбома «О Преподобном Сергее Радонежском» Дети рисуют и рассказывают о своих рисунках.
Педагог благодарит детей за прекрасную работу.