КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ,
ПО ПРОГРАММЕ «УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!»
Выполнила:
Педагог-психолог ППС
Е. С. Кочеткова
Занятие №6. Тема: Работа с гневом и обидами.
Цель: обучение воспитанников умению осознавать и принимать свой гнев и обиду, выражать их приемлемыми способами
Задачи:
- развивать доверительные отношения в группе, создавать атмосферу дружбы, принятия и понимания;
- развивать навыки общения, активного слушания, эмпатии;
- учить справляться с гневом; создавать условия для коррекции детских обид;
- снимать эмоциональное и телесное напряжение, повышать рефлективность; повышать эмоциональный тонус.
Материалы: конспект занятия, рисунок с изображением «счастливого ёжика», листы для рисования по количеству участников, цветные карандаши; авторучки; запись мультфильма «Маша и медведь», серия «Спокойствие, только спокойствие!»
Ход занятия:
Ритуал приветствия «Как здороваются олени»
- Давайте поздороваемся сегодня не совсем обычным способом. Поздороваемся так, как здороваются олени. Вы знаете, как здороваются олени? Они здороваются так: кивают головой, трутся ушками — вот так, здороваются плечами, боками и спинками — вот так трутся друг от друга. Они здороваются коленками — вот так! А теперь давайте поздороваемся так, как здороваются люди: давайте пожмем друг другу руки.
Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение
Упражнение 1. «Колокол»
Цель: переживание телесных ощущений: в отношениях доверия, недоверия.
Все участники становятся вкруг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, который стоит в центре -«колокол», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники, стараясь не причинить ему боль. Затем участники на месте «колокола» оказываются другие участники. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате упражнения.
Упражнение 2. «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
Основная часть
Методика «Ежик»
Инструкция: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!
При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.
Инструкция:
– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!
Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!
Я сейчас предлагаю вам нарисовать этого Ежика, и если желаете написать свою историю, похожую на историю этого Ёжика.
– А мне захотелось узнать: есть ли у нас в группе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы специальным шифром будете на них отвечать. А вопросы такие:
Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто, и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.
А теперь я расскажу вам историю про одного мальчика.
История про мальчика
Цель: учить анализировать, находить выход из сложившейся ситуации.
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну упало мороженое и упало. «Повезло какой – нибудь собаке», - подумал мальчик и пошел дальше.
Ребята, вы когда-нибудь переживали обидную ситуацию (поругались с другом, не брали играть в какую-нибудь игру, взрослые не давали смотреть телевизор, не отпускали гулять и др.)?
Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?
Как вышли из этой ситуации?
Игра «У-у –у –х »
Ребята, вы хотите научиться избавляться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух – ух- ух.
- У всех получилось?
А теперь представим по другому: берем шарик и надуваем его со всей грустью или злостью и … отпускаем.
- Что вы сейчас чувствуете?
- Можем ли сами управлять своими эмоциями?
- Что можно сделать, чтобы улучшить свое настроение? ( Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т.д.)
- От чего зависит наше настроение?
(оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).
Давайте посмотрим, как этому учился Медведь из знакомого вам мультфильма.
Просмотр м\ф «Маша и медведь» серия «Спокойствие, только спокойствие!»
Рефлексия прошедшего занятия
- Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что вам больше всего понравилось? Как вы думаете, а зачем мы все это сегодня делали?
Ритуал прощания. Упражнение «Да!»
- Сейчас вы все встанете друг напротив друга. Держите перед собой руки ладонями вверх. Затем мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а все то, что вы сегодня узнали нового – в правую. Когда я скажу: «Готово, давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом «Да!». Важно, чтобы вы все хлопнули в ладоши одновременно. Молодцы, на этой позитивной ноте мы сегодня прощаемся, до новой встречи.