Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 39»
Конспект по развитию финансовой грамотности
«Поговорим о профессиях»
9 подготовительная группа
Воспитатель: Удычак А. И.
Майкоп 2022
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представление детей о профессиях
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
- Формировать понятие «профессия», обогащать активный словарь
- Развивать внимание, память, мышление
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Материал:
Книга В.В. Маяковского «Кем быть?», карточки - картинки разных профессий, карточки - картинки с инструментами разных профессий, видеозапись мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…».
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
3. Физкультминутка.
4. Настольная развивающая игра «Профессии».
Ход занятия.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подмигнём и беседовать начнём.
- Ребята, кому из вас хочется побыстрее вырасти и стать взрослыми?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
- А для чего они ходят на работу?
- Кем работают ваши родители?
- Какую пользу они приносят? (шьют одежду, лечат, продают одежду, готовя, перевозят груз, ….)
- Правильно. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» и ответьте на вопрос: «О чём говориться в этом стихотворении?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.
- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении? (о профессиях)
- А как вы думаете, что такое профессия? (работа, которую делают люди).
- Профессия – это труд, которому человек обучен. Например, врач, продавец. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты. Хорошо, когда профессия человеку нравится, когда он выбрал ее потому, что умеет делать что-то лучше других. Тогда и ему радостно, и другим приятно.
- Назовите профессии, которые вы знаете?
Игра «Если не будет…»
- А сейчас представьте, что у нас в городе нет врачей. Что произойдёт? Расскажите, что может случиться, если исчезнут люди других профессий.
(Дети продолжают фразу «Если не будет…» и рассказывают, что произойдёт, если не будет строителей, поваров, пожарных, полицейских, учителей, парикмахеров, продавцов и т.д.)
- Ребята, а вы согласны с выражением «Все профессии нужны, все профессии важны»? Почему?
- Хорошо, молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру «Кому что принадлежит». (На доске прикреплены изображения людей разных профессий. Вам нужно взять карточку-картинку на столе и определить представителю какой профессии принадлежит, то что на ней нарисовано. Прикрепить на доску и объяснить свой выбор).
- Молодцы! Ну, а сейчас немного отдохнем:
Физминутка «Профессии».
Много профессий на свете у нас! (руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот — (руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз)
А охотник ловит дичь (делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (отрицательное движение указательным пальцем)
- Ребята, а какими качествами должен обладать человек труда? (учитель – умный, ответственный, аккуратный; врач – добрый, сердечный; пожарный – сильный, смелый; и т.д.)
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Посмотрите, как люди разных профессий взаимосвязаны, а порой и зависимы друг от друга. Смотрите внимательно, может быть, вы увидите, какую-то ещё незнакомую вам профессию. Постарайтесь её запомнить (Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны»).
- Ну что, ребята, все профессии были вам знакомы? О каких новых вы узнали?
- Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (вещи, мебель, игрушки).
- Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда.
- Вы смотрели мультфильм, в котором было показано, какой продукт труда получают в разных профессиях. Давайте вспомним (у шахтера продукт труда – уголь, у нефтяника – нефть, у токаря - деталь, и т.д.)
- Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
Он называется … (товар).
- Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин детской мебели, в котором продаются только детские кроватки, шкафчики, тумбочки, столы и т.д. Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все продукты питания и др.
- Скажите, а продукт труда можно потрогать?
- А почувствовать? Подумайте и назовите, какие это профессии?
- Ну и в заключение нашей встречи мы с вами поиграем в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
- Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, а вы прямо сейчас можете стать поваром, учителем, врачом, шофёром? (нет)
- Конечно же, нет. А почему?
- Потому что для этого вам нужно подрасти и выучиться. Ведь каждой профессии необходимо учиться. Вы готовы к этому?
- Вот и подошла к концу наша беседа.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось в нашей беседе?
- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Я предлагаю вам нарисовать ту профессию, которой бы вы хотели овладеть, когда вырастите большими. И мы с вами оформим выставку рисунков на тему «Моя будущая профессия».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 39»
Конспект по развитию финансовой грамотности
«Труд – основа жизни»
9 подготовительная группа
Воспитатель Насимова Г.Б.
Майкоп 2022
Программное содержание:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о труде
- Обеспечить усвоение детьми понятий «труд», «заработная плата», расширять представления детей о роли труда в жизни человека, побуждать детей развитию своих трудовых навыков
- Развивать речь, логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам труда людей.
Материал:
Магнитная доска, карточки с изображениями людей различных профессий: повара, врача, учителя, строителя и т.д., набор карточек с изображениями трудовых и игровых процессов (для игры).
Ход занятия
- Здравствуйте, дети. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу частичку своего хорошего настроения.
-Ребята, я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение, вы его послушайте и постарайтесь догадаться, о чем мы сегодня будем говорить?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем!
-Как вы понимаете смысл этих строк?
-Человек трудился и будет трудиться всегда, трудом человека создан мир, который вы видите вокруг себя.
Труд – основная деятельность человека, которая направлена на удовлетворение своих потребностей.
(Воспитатель показывает детям картинку-коллаж, где изображены представители разных профессий, и просит угадать, о чем дальше пойдет речь?)
-Кто изображен на картинке? (Люди разных профессий)
-Скажите, как можно одним словом назвать действия, которые выполняют все люди разных профессий? Что они делают? (Трудятся, работают)
- Правильно. А за хорошую работу, за добросовестный труд люди получают вознаграждение - заработную плату; т.е. эту плату они заработали своим трудом.
-Запомните!
Заработная плата – это награда, или еще можно сказать вознаграждение, за труд. Повторите.
-Как вы думаете: Всякая ли работа оплачивается? За какой труд не платят деньги? (Нет. Домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима).
-Какое значение имеет мамина работа по дому, на кухне для всей семьи? (Мама сварит обед, без которого мы не можем прожить).
-Еще за какой труд не платят деньги?
-Благотворительная помощь пожилым людям, бездомным животным. Этот труд не оплачивается, но без него нельзя обойтись. Ведь помогать старикам и животным нужно обязательно. Они в нас нуждаются и ждут нашей помощи и поддержки .
- Существует огромное множество самых разных профессий: строитель, воспитатель, пекарь, художник, швея, врач и много-много других, и каждая профессия важна для всех нас. (Демонстрирует картинки людей разных профессий).
Физминутка
Мамам дружно помогаем
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание).
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивания – руки в стороны).
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивания – руки вверх).
-Мы с вами говорили о людях разных профессий, а как вы думаете, какая профессия самая важная? (Ответы детей)
-Труд людей каждой профессии важен и полезен. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.
-Ребята, а как трудитесь вы? (Помощь родителям в уборке игрушек…)
-Молодцы, а теперь немного поиграем.
Игра «Кто трудится, кто играет».
У каждого ребенка набор парных карточек (трудовая и игровая деятельность). Ребенок описывает изображение, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличие (наличие результата труда или его отсутствие).
Существует очень много пословиц и поговорок о труде. Послушайте и скажите, как вы их понимаете?
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
- «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться»
-Человек без труда не может существовать. Без труда не будет результатов. Если будешь трудиться, то ты всего добьешься.
-Скажите, о чем мы сегодня говорили?
-Для чего человек трудится?
-Какие пословицы о труде вы запомнили?
- Молодцы, дети, вы очень хорошо сегодня потрудились, а сейчас посмотрите очень внимательно мультфильм «Самый главный» и приготовьтесь ответить на вопрос, какая же профессия самая важная? (После просмотра…)
- Какие профессии у героев мультфильма?
- Как вы поняли, какая профессия самая важная?
- Труд каждой профессии важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.
- А как трудитесь вы? (помогаете родителям в уборке игрушек, учитесь…)
- Да, ребята, тот, кто с детства приучен трудиться, будет хорошо учиться, тот, кто будет хорошо учиться, сможет освоить любую профессию, за которую будут очень хорошо платить. Хороший специалист ценится на вес золота. Я уверена – и у вас все обязательно получится. Главное – заниматься любимым делом! И не нужно ждать, пока ты вырастешь. Ты можешь готовиться к своей будущей работе уже сейчас: хочешь стать художником – рисуй, спортсменом – занимайся спортом, поваром – помогай маме на кухне! Успехов вам, ребята!