Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Кораблик»
Конспект занятия по развитию речи
«Домашние животные»
Старшая группа
Учитель – логопед I кв. кат.:
Самофеева Наталья Андреевна
г. Верхний Тагил
2018 г.
Конспект логопедического занятия по теме "Домашние животные"
Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные”.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: письмо сороки; мяч; цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, друзья. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.)
2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных.)
Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)
Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел.)
Ходит печка
Вся в колечках. (Овца)
Кто меняет
Молоко на сено? (Корова.)
Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь.)
К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака.)
Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь.)
Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка.)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица.)
Воевода голосист,
А вотчина его
Квокчатая. (Петух.)
Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк.)
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)
Педагог: – Молодцы, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)
– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)
3. Артикуляционная гимнастика:
- Упражнение «Киска умывается»;
- Упражнение «Бодливый козлик»;
- Упражнение «Упрямый ослик»;
- Упражнение «Корова и телёнок жуют жвачку»;
- Упражнение «Котёнок зевает»;
- Упражнение «Бульдог сердится»;
- Упражнение «Фыркание лошади»;
- Упражнение «Кошка лакает молоко»;
- Упражнение «Телёнок сосёт молоко».
4. Пальчиковая гимнастика: Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
5. Кольца Луллия “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.)
(На кольцах выставлены изображения животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок
Педагог: Молодцы!
6. Назови ласково:
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.
Молодцы ты справилась и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Внимательно слушайте, найдите ошибку, скажите правильно.
7. Игра “Кто так говорит?”
– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает
Педагог: Правильно, и с этим заданием вы справилась.
8. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
— Давайте отдохнем.
Кони гуляют гурьбой на лугу Я всех коней перечислить могу: Черный, как уголь, белый как снег, Рыжий, как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. Кони пасутся у речки гурьбой. Их посчитаем еще раз с тобой. Черный как уголь, белый как снег, Рыжий, как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. | Идут по кругу с высоким подниманием колена. На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках. Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. Вновь загибают пальцы. |
9. Игра “Угости животных”
Логопед на мольберте помещает одним столбиком картинки с изображением домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), а вторым столбиком располагает изображения «угощения», (стог сена, кочан капусты, коробку с молоком, косточку).
Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных.
Логопед предлагает соединить ровной линией животное и «угощение».
1-й ребенок: Я накормлю корову сеном.
2-й ребенок: А я угощу кролика капустой.
3-й ребенок: Кошка пьет молоко.
4-й ребенок: А собаку можно угостить косточкой.
10. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже)
Игра «Есть — нет».
— А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
— Давайте сыграем в игру «Есть-нет». Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:
— У меня есть кошки.
1. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
2. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
3. У меня нет коз, но зато есть коровы.
4. У меня нет коров, но зато есть овцы.
5. У меня нет овец, но зато есть собаки.
6. У меня нет собак, но зато есть лошади.
— Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд)
11. Совершенствование грамматического строя речи.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот». Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.
— Конь большой, а кот… …маленький.
— У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
— Бык сильный, а теленок… …слабый.
— Лошадь высокая, а собака… …низкая.
— Кошка послушная, а котенок… …озорной.
— У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
— Собака большая, а щенок … … маленький.
12. Рисование или раскрашивание домашних животных.
А каких домашних животных ты хотела бы иметь у себя дома, нарисуй, пожалуйста!
13. Итог занятия.
– Оценивается работа;
– С какими животными мы с сегодня познакомились? (Домашними.)