Конспект занятия по ЧХЛ.
Тема: Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со стихотворением; формировать умение называть признаки времени года;
Развивающие: развивать умения детей слушать объяснения воспитателя;
Воспитательные: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.
Материалы и оборудование: стихотворения А.Плещеева «Весна», «Осень наступила».
Ход занятия:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна)
- Правильно, а какие признаки весны вы знаете? (ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, вернулись из теплых стран перелетные птицы)
- Отлично. Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною..
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Вам понравилось стихотворении? Послушайте его еще раз.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое «небесная лазурь»? (голубое небо)
- А что обозначает слово «миновала»? (закончилась)
- А теперь давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени.
Осень.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени)
- А какие признаки осени вы знаете? (дует холодный ветер, часто идет дождь, листья желтеют, опадают, птицы улетают, люди надевают теплую одежду)
- Подул теплый весенний ветерок, закачались веточки на деревьях. Вставайте скорее и покажите, как качаются веточки на деревьях.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо (махать руками в лицо)
Закачалось деревцо (качаться из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо все выше, выше (потянуться выше, встать на носочки, руки потянуть к солнышку).
- Ребята, а теперь давайте поиграем?
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Я буду называть признаки времен года, а вы постарайтесь угадать, весна это или осень.
Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)
Стало холоднее, высохли цветы… (осень)
Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)
Вянет и желтеет трава на лугах… (осень)
Птицы прилетели к нам из теплых стран… (весна)
Сугробы от солнечного тепла оседают… (весна)
Стали лужи замерзать… (осень)
На зеленом лугу много одуванчиков… (весна)
Звери проснулись от зимней спячки… (весна)
- Молодцы, ребята! Какие вы внимательные! Знаете много примет весны и осени.
Подвижная игра «Скворечники» (стульев на один меньше, чем детей)
Одними из первых с приходом весны к нам из теплых стран возвращаются скворцы. А люди изготавливают для них скворечники. Давайте немного поиграем. Выходите в игровую зону. Вы, ребята, будете птичками-скворцами, а эти стульчики – ваши домики-скворечники. Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «чив-чив-чив». Когда я скажу «По домам!», вы бежите к стульчикам и садитесь на них (кто-то из детей останется без стула). В конце игры поставить еще один стульев стало поровну.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- С каким стихотворением знакомились? Кто его автор?
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились!