КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Конспект занятия по развитию речи «Мебель» для детей разновозрастной группы с ТНР
Подготовила: воспитатель Рогова Н.Д.
2023 г
Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.
Задачи:
Образовательные :
Обогащать и активизировать словарь;
учить употреблению существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже
учить составлению простого предложения из 3—4 слов с предлогами «в», «на», «около», согласованию существительного с прилагательным.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к предметам мебели, уходу за ней;
воспитывать усидчивость.
Виды образовательной деятельности: беседа, рассматривание, обсуждение картинок, игровая деятельность.
Оборудование: набор картинок с изображением предметов мебели; набор игрушечной мебели.
Различающиеся по количеству (стол столы, стул — стулья, диван —- диваны и др.) три картинки с изображением спальни, ила и кухни ; предметные картинки с изображением столов (письменного, кухонного, журнального, компьютерного), шкафов (книжного, посудного и шифоньера), дивана, стула, кресла
Ход занятия
Детям предлагается вспомнить названия предметов мебели. Одновременно выставляется картинка с изображением названного предмета.
Педагог. Назовите, одним словом все эти предметы.
Дети. Мебель.
Беседа с опорой на предметные картинки
Педагог последовательно показывает детям предметные картинки с изображением разных столов.
Педагог (выставляет картинку с изображением кухонного тола). Что нарисовано на этой картинке?
Дети. Стол.
Педагог. Что делают за этим столом?
Дет и. Обедают.
Педагог. Правильно. Стол, за которым обедают, стоит на кухне. Этот стол называют кухонным. (Выставляет картинку изображением письменного стола.) А что делают за этим столом?
Дети. Пишут, занимаются, рисуют.
Педагог. Правильно, стол, за которым пишут, называют письменным. (Выставляет картинку с изображением журнального столика.) Кто знает, как называется этот стол?
Дети. Журнальный.
Педагог. Верно, стол, на котором лежат газеты, журналы, называют журнальным. Он маленький, поэтому говорят «журнальный столик». (Выставляет картинку с изображением компьютерного стола.) Кто знает, как называется этот стол?
Дети. Компьютерный.
Педагог. Правильно, стол, на котором стоит компьютер, называют компьютерным.
Аналогично рассматриваются разные шкафы.
Дидактическая игра «Из чего – какой?»
Педагог: - А теперь, ребята, давайте, закончите предложения!
Ножки табурета (табуретки) из металла. Они (какие?) металлические
Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).........................................
Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?)……………………
Столешница стола из дерева. Она (какая?)…………………………
Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)……………………………
Стул из дерева. Он (какой?)………………………………………….
Шкаф из дерева. Он (какой?)…………………………………………
Дидактическая игра «Расставь мебель»
На наборное полотно выставляются три картинки с изображением спальни, залай кухни. Каждому ребенку раздаются предметные картинки с изображением столов, шкафов, дивана, стула, кресла
Ребенок должен назвать свою картинку, разместить ее в соответствующую «комнату» и составить предложение (например: я поставил посудный шкаф на кухню», «Я поставил журнальный; столик в зал» и т.д.). В случаях затруднений педагог оказывав помощь в построении предложения.
На столе игрушечная комната, в которой расставляется мебель по инструкции педагога.
Дима, поставь стол около окна. Где ты поставил стол?
Ребенок. Я поставил стол около окна.
Педагог. Света, поставь стул около стола. Где ты поставила стул?
Ребенок. Я поставила стул около стола.
Педагог. Маша, поставь шкаф около двери. Где ты поставила шкаф'?
Ребенок. Я поставила шкаф около двери.
Постепенно расставляется вся мебель.
Дидактическая игра «Куда положить?»
Детям показываются предметные картинки с изображением шифоньера, книжного и посудного шкафов.
Каждому ребенку выдается по одной предметной картинке изображением посуды (чашка, блюдце, тарелка, салатница, сахарница), одежды (пиджак, кофта, платье, рубашка, брюки) и книг . разными обложками.
Детям предлагается разложить предметы в соответствующий шкаф. При этом составляется предложение (например: «Это брюки Я положу брюки в шифоньер.»)
Физкультминутка «В квартире»
Педагог читает текст, а дети выполняют движения!
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире. (прыгают на месте)
В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)
А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх)
Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)
Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)
А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом (хлопают в ладоши)
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)
Много мебели в квартире.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Педагог. Посмотрите, какая красивая комната у куклы Кати. Вам понравилась комната?
Дети. Очень понравилась.
Педагог. Кукла Катя хочет с вами поиграть. Сейчас вы закроете глаза, а кукла Катя переставит мебель. А когда откроете : глаза — узнайте, что она переставила, а потом поставьте все на место. Раз, два, три, начало игры! Не подглядывайте.
Итог
Педагог. Как называются одним словом стол, стул, шкаф,
Дети. Мебель.
Педагог. Какая игра вам понравилась больше всего?
Дети. Все игры понравились.