СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе»

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Задачи:

1. Образовательные. Активизировать речевую деятельность детей; формировать умение и желание составлять свои небылицы; способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления.

2.Развивающие. Развивать словарный запас; развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы.

3. Воспитательные. Воспитывать умение работать в группах.

Материал и оборудование. Мяч для игры



Ход занятия

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети выходят в круг и передавая мяч играют «Что бывает..?»

«красное» - помидор, яблоко и т.д.

«зеленое» - трава, лягушка и т.д.

«желтое» - солнце, цыпленок и т.д.

II. Основная часть

Воспитатель: посмотрите картинки. Что вы видите?

Дети:

Котенок есть колбасу.

Зайчик грызет морковку.

Медведь лакомиться медом.

Воспитатель: Скажите, а так бывает на самом деле? Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно ответили, а теперь составьте шутливые предложение о котенке, зайце, медведе (карточки меняются)

Дети:

Заяц есть колбасу,

Медведь грызет морковку,

Котенок лакомиться медом.

Воспитатель:

Вам смешно? Почему?

Дети:

Так не бывает (ответы детей). Небылицы - это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках.

Воспитатель предлагает детям вспомнить в каких сказках встречаются небылицы.

«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.

«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок»

«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.

Дидактическая игра «Что не так?»

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.



Вопросы:

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

А, такое бывает в жизни?

Что получилось? (Небылица).

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищам-то вертИт!

Знай медведю кричит:

- Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

- Бывает ли такое в жизни?

- Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

- Что смешного показалось? (ответы детей).



Но существуют и авторские «перевертыши». Например, Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель, эти строчки их написал

Старушка сказала:

– Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на обед.

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюде

В буфете сидит…





(Зинаида Александрова - поэтесса)

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки.



- Что тут не так? - Что смешного показалось?



Воспитатель: А кто готовит нам обед?

Дети: Повар

Воспитатель: И сегодня у нас необычный повар, он пришел к нам из стихотворения О. Григорьева «повар».

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерыжкой.

Угли бьёт поварёшкой.

И очень доволен он.

То- то был винегрет,

Когда починили свет.



Воспитатель: Дети, а как можно назвать то, что перепутано одним словом?

Дети: Путаница

- А теперь скажите из чего нельзя сварить обед? (ответы детей) Может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней, вещей)

Пироги печет из… (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из… (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может… (вред, бед)

Воспитатель: Молодцы! Веселая у нас получилась история.

Вот только я опять забыла, как же называется одним словом то, что путают, чего не бывает.

Дети: Путаница, небылица, небывальщина.



Ребята, кажется, самое время отдохнуть, предлагаю выйти на середину группы.

Физкультминутка

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).



Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц.

- Ребята сейчас мы с вами тоже сочиним небылицы



Игра «Что получится, то получится»

Дети отвечают на вопросы: Что? Кто? Какой? Что делает? Где находится? Варианты заносятся в таблицу. Когда колонки заполнены, нужно прочитать небылицы детям, начиная фразу с прилагательного.

В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушением в согласовании слов, например, «Круглый вилка пляшет в трубе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее.

- Я предлагаю вам ответить на вопросы:

Кто? Что? Какой? Что делает? Где? И записать варианты

Например:

Ежик клубничный пляшет в тарелке

Щенок шоколадный поливает облако

Чайник ласковый пляшет в огороде

Носорог сахарный валяется на скамейке

Краб клубничный греется на люстре

Вода кукурузная кудахчет в очках



Послушаем варианты небылиц, которые составили вместе с детьми.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что мы сегодня делали? Что вы слушали сегодня? Какие вам запомнились небылицы? А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может)

.- А сейчас покажете, какое настроение у вас после занятия. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

-Я рада, что наша встреч вам принесла большое удовольствие.

А теперь пора прощаться с гостями.