Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе
Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
Задачи:
1. Образовательные. Активизировать речевую деятельность детей; формировать умение и желание составлять свои небылицы; способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления.
2.Развивающие. Развивать словарный запас; развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы.
3. Воспитательные. Воспитывать умение работать в группах.
Материал и оборудование. Мяч для игры
Ход занятия
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Дети выходят в круг и передавая мяч играют «Что бывает..?»
«красное» - помидор, яблоко и т.д.
«зеленое» - трава, лягушка и т.д.
«желтое» - солнце, цыпленок и т.д.
II. Основная часть
Воспитатель: посмотрите картинки. Что вы видите?
Дети:
Котенок есть колбасу.
Зайчик грызет морковку.
Медведь лакомиться медом.
Воспитатель: Скажите, а так бывает на самом деле? Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно ответили, а теперь составьте шутливые предложение о котенке, зайце, медведе (карточки меняются)
Дети:
Заяц есть колбасу,
Медведь грызет морковку,
Котенок лакомиться медом.
Воспитатель:
Вам смешно? Почему?
Дети:
Так не бывает (ответы детей). Небылицы - это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках.
Воспитатель предлагает детям вспомнить в каких сказках встречаются небылицы.
«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.
«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.
«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,
«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок»
«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.
Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.
Дидактическая игра «Что не так?»
Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
Вопросы:
Какие действующие лица в стихотворении?
Кто ехал на коне?
Кого вел Ваня? Как вел?
Что делала старушка?
Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).
- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).
Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
А, такое бывает в жизни?
Что получилось? (Небылица).
Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищам-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
- Бывает ли такое в жизни?
- Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
- Что смешного показалось? (ответы детей).
Но существуют и авторские «перевертыши». Например, Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель, эти строчки их написал
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
(Зинаида Александрова - поэтесса)
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
- Что тут не так? - Что смешного показалось?
Воспитатель: А кто готовит нам обед?
Дети: Повар
Воспитатель: И сегодня у нас необычный повар, он пришел к нам из стихотворения О. Григорьева «повар».
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерыжкой.
Угли бьёт поварёшкой.
И очень доволен он.
То- то был винегрет,
Когда починили свет.
Воспитатель: Дети, а как можно назвать то, что перепутано одним словом?
Дети: Путаница
- А теперь скажите из чего нельзя сварить обед? (ответы детей) Может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.
Составление небылицы.
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из … (веток, ниток)
Борщ готовит из (камней, вещей)
Пироги печет из… (скрепок)
Торт готовит из (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из… (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может… (вред, бед)
Воспитатель: Молодцы! Веселая у нас получилась история.
Вот только я опять забыла, как же называется одним словом то, что путают, чего не бывает.
Дети: Путаница, небылица, небывальщина.
Ребята, кажется, самое время отдохнуть, предлагаю выйти на середину группы.
Физкультминутка
Старый заяц сено косит (косят сено),
А лиса сгребает (сгребает).
Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),
А комар кидает (кидает).
Довезли до сеновала (руками крутят колеса).
С воза муха закричала (головой крутит):
-На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду (шагает на месте),
Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),
Буду я хромая (хромает).
Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц.
- Ребята сейчас мы с вами тоже сочиним небылицы
Игра «Что получится, то получится»
Дети отвечают на вопросы: Что? Кто? Какой? Что делает? Где находится? Варианты заносятся в таблицу. Когда колонки заполнены, нужно прочитать небылицы детям, начиная фразу с прилагательного.
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушением в согласовании слов, например, «Круглый вилка пляшет в трубе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее.
- Я предлагаю вам ответить на вопросы:
Кто? Что? Какой? Что делает? Где? И записать варианты
Например:
Ежик клубничный пляшет в тарелке
Щенок шоколадный поливает облако
Чайник ласковый пляшет в огороде
Носорог сахарный валяется на скамейке
Краб клубничный греется на люстре
Вода кукурузная кудахчет в очках
Послушаем варианты небылиц, которые составили вместе с детьми.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что мы сегодня делали? Что вы слушали сегодня? Какие вам запомнились небылицы? А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может)
.- А сейчас покажете, какое настроение у вас после занятия. Ответьте на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты три раза топни;
Если весело тебе – ты три раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем улыбнись!
-Я рада, что наша встреч вам принесла большое удовольствие.
А теперь пора прощаться с гостями.