Конспект занятия по развитию речи
для детей 5-6 лет
«Путешествие в лес»
Цель: систематизировать знания детей о лесе и диких животных, через словесные дидактические игры.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных и предлогов, образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-; обучать детей составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы. Учить отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости придет сказочный герой. Догадайтесь, кто это?
Он от бабушки ушел
И от дедушки ушел
В лес попал, гулял,
Хвастался и пропал.
Правильно, это-колобок.
Бабушка его называет Колобочком. А как вас называю ласково по имени?
(Дети называют ласково свои имена).
Упражнение на дыхание «Холодный ветерок».
- Ух, пока Колобок к нам катился, очень запыхался. Давайте поможем ему остыть.
(Дети дуют на Колобка).
- Колобок очень любопытный и любознательный. Он очень хочет побывать в лесу и узнать о его жителях. Поможем ему? Присаживайтесь на свои места.
- А наш колобок покатился по тропинке и попал в лес. Слайд 1
А что такое лес?
Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.
- Ребята, а кто живет в лесу?
- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка?
- Катится колобок дальше и повстречал ежика. Дети, а какой он?
У вас на столах есть шарики, они тоже очень похожи на ежиков. Слайд 2
Пальчиковая гимнастика с Су-джоком
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
- Наш Колобок продолжает свой путь. Он попал на полянку, где живут разные животные и она решили поиграть с ним в прятки. Посмотрите внимательно, где они спрятались. Расскажите, что вы видите? Слайд 3
- Давайте с вами встанем в круг и поиграем в игру «Взрослый-детеныш». У каждого животного, как и у человека, есть мама и папа. Я буду называть взрослого животного, а вы его детеныша.
- Может быть, вы не поверите мне, но видела я грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут. Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята? Слайд 4
- Колобку интересно подробнее узнать о животных, давайте ему расскажем. В этом нам поможет мнемотаблица. (Составление описательного рассказа о медведе и белке).
- Ребята, вам нравится в лесу? А как вы думаете, медленно или быстро растут деревья в лесу? Давайте представим себя деревом. Вот оно совсем маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись). На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно подросло, окрепло (дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад). Но вот пришел человек и развел костер.
- Ребята, посмотрите, каким стал наш лес после пожара. Слайд 5
А без чего не может быть леса? Давайте сделаем так, чтобы наш лес ожил. Спасем лес?
У вас на столах лежат картинки, которые помогут оживить лес. Мы будем выходить к мольберту, прикреплять картинки и составлять предложения.
- Молодцы, вы слышите, наш лес ожил. Все обитатели говорят вам «Спасибо». А нашу картину я предлагаю подарить колобку, которому уже пора возвращаться домой, потому что его заждались бабушка с дедушкой.