СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Рассказывание по картине «Если бы мы были ху­дожниками»

Воспитатель: Даценко Ю.И.

Задачи. Связная речь: учить детей составлять коллек­тивный рассказ-описание;

грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки р и р', четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с р и р'; закреплять представления о «длинном» и «коротком» сло­ве, делении слов на слоги, ударении.

Материал. Картина «Если бы мы были художниками» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите на эту картину. Сейчас мы будем играть в игру «Если бы мы были художниками». Представим, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой изобразим сельский домик. Итак, стены уже готовы. Мыслен­но будем дорисовывать части домика. В их названиях должны быть звуки р и р'. Произносить слово-название нужно так, что­бы ясно прозвучал звук р или р'.

— Тот, кто правильно подберет слово, пусть положит перед собой одну счетную палочку. В конце занятия подсчитаем, сколько у кого палочек, и определим победителя. Начнем.

— Какие части домика вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки р или р'? (Крыша.)

— Скажи, Вова, это слово так, чтобы было хорошо слыш­но, какой звук — р или р'— в нем есть.

— Что еще вы можете назвать? (Труба, дверь, дверная руч­ка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно, черепица и т. п.)

По мере называния детьми частей домика воспитатель до­рисовывает их. Каждое слово анализируется.

— А из какого материала, из чего будет сделан домик? Ка­кой он будет? (Деревянный, кирпичный.) Какой краской мы покрасим дом? (Серой, красной, розовой, коричневой.)

Если дети ошибочно предложат желтую краску, воспита­тель замечает: «Разве в слове желтый слышен звук р или р'? Жжжелтый... Будьте внимательны».

— Помолчим минуточку, дети, и подумаем, какие пред­меты мебели и другие предметы, необходимые для жизни людей, могут находиться в комнатах домика. Не торопитесь с ответом, помните, что в названиях этих предметов мы так­же должны слышать звук р или р' (сервант, секретер, кро­вать, телевизор, радиоприемник, стереопроигрыватель, кар­тина, торшер...).

— Вслушайтесь, дети, в слово стереопроигрыватель. Чем интересно это слово? Кто уже догадался?.. Правильно, оно ин­тересно тем, что в этом слове есть оба звука —и р, и р'.

— А что вы можете сказать о слове радиоприемник? Вслу­шайтесь в это слово... — Таня, повтори все слева, которые мы сейчас назвали.

Какое из них самое-самое длинное? Валя, произнеси ело1 во стереопроигрыватель по слогам и покажи шагами его дли­ну.

Воспитатель обходит столы, за которыми сидят дети, по числу лежащих перед ними палочек, отмечает, кто недостаточно активен, и привлекает их к работе.

— Кто будет жить в этом домике? Не забывайте о нужных звуках. (Родители, ребята.)

Называемые детьми слова анализируются.

— Подберите такие имена, чтобы в них слышались звуки р и р'(Петр Петрович, Аркадий Федорович, Ирина Александ­ровна... Сережа, Лара, Шура, Марина...)

— Что мы нарисуем около домика? (Деревья, кустарник, черноплодную рябину, боярышник, смородину, сирень...) По­вторите еще раз, какие растения имеют в своем названии звук р'. А какие — звук р ?

— Теперь, дети, предложите мне что-нибудь нарисовать вблизи домика. Как надо сказать? Не забудьте о звуках р и р'. (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Напри­мер, можно спросить о цветах».)

Ребенок может спросить: «Какие вы нарисуете около дома цветы, чтобы в их названиях слышался звук /р?»

— Молодец, Сережа, правильно задал вопрос. Сейчас по­думаю и отвечу. Я изображу на клумбе много роз.

Дети проверяют ответ, выделяя голосом звук р (ррроз).

— Изображу садовые ромашки (ррромашки), настурцию (настурррцию), красные астры (крррасные астррры).

— Еще о чем можно попросить меня? («Назовите, пожа­луйста, цветы, в названиях которых есть звук р.— Резеда, си­рень.)

Дети оценивают правильность ответа.

— Итак, я нарисую розы, ромашки, настурцию, астры, си­рень, резеду. Какие из этих цветов называются длинными сло­вами?

Воспитатель четко проговаривает все названия цветов, чтобы напомнить детям, и предлагает:

— Вася, ты будешь произносить слово роза. Галя, ты бу­дешь произносить слово ромашка. Витя скажет настурция, а Саша — астра. Проговаривайте слова по слогам и прошагивайте слоги начиная от этой линии (один слог — один шаг). Вот мы и узнали, что слово настурция оказалось более длин­ным, чем все остальные.

— Определите, где находится ударение в слове роза. (На первом слоге.) А в слове сирень? (На втором слоге.) В слове резеда? (На третьем слоге.)

Сейчас составьте рассказ — опишите нам картину, ко­торую вы могли бы нарисовать. Начать можно так: «Если бы я был художником, я бы нарисовал такую картину».

После рассказов детей воспитатель произносит скорого­ворку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе». Предлагает повторить ее вместе с ним. Дети повторяют скороговорку 1—2 раза.

В заключение подсчитывается количество счетных пало­чек и выявляется, кто назвал больше всех слов.

Примечание. Важно, чтобы воспитатель поддержи­вал инициативу детей в придумывании (на этом занятии или на прогулках) собственных сюжетов (изобразить огородные грядки с горохом, репой, укропом, редиской; нарисовать пруд, в котором есть караси, карпы; поселить в конуре соба­ку и подобрать ей кличку со звуком р или р'— Рыж, Рекс, Ур и т. п.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!