Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карпогорская средняя школа №118»
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Архангельской области
Структурное подразделение Детский сад «Морошка»
Воспитатель: Пестова Галина Федоровна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Военные профессии»
Цель: Формирование у детей представлений о российской армии и профессиях военных.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о Российской армии, о военных профессиях и военной технике.
Развивающие:
-Обогащать и активизировать словарь по теме «День защитника Отечества.
-Развивать слуховое восприятие, монологическую и диалогическую речь, артикуляционную и мелкую моторики.
-Совершенствовать фонематическое восприятие речи, умение делить слова на части, определять последовательность звуков в слове.
-Активизировать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа.
-Упражнять детей в согласовании слов во фразах и предложениях.
-Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ о военных.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к защитникам Отечества.
Предварительная работа:
- беседы и рассматривание иллюстраций о военной технике, о военных профессиях;
- чтение художественной литературы: Ю. Коваль «На границе», А. Барто «На заставе», «Почему армия родная», З. Александрова «Дозор», Л. Кассиль из книги «Твои Защитники»;
- загадки о военной технике, о военных профессиях;
- разучивание стихотворений об Армии.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Словарная работа: пехотинец, танкист, десантник, подводник, летчик, моряк; защищать, служить, охранять, беречь;
Материал: картины военных: десантник, танкист, моряк, летчик, пограничник; головные уборы военных: каска, пилотка, шлем, бескозырка, фуражка, шапка, берет;
флажок, мячик, счетные палочки и образец танка, выложенного из счетных палочек; российские флажки по количеству девочек, аудиозаписи «Военный марш» и «Богатырь».
Ход деятельности:
Дети входят в группу, становятся полукругом.
Приветствие: Я держу в ладошках солнце! –(ладошки соединить перед собой)
Я дарю его друзьям! – (руки вытягивают вперед)
Улыбнитесь –это ж просто! (руки разводят в стороны)
Лучик солнца – это вам! – (руки к груди и вперед)
Звучит военный марш.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, что вы прослушали? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это марш. А что вы представляете, когда слышите марш? (ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже представляется площадь и марширующие на ней солдаты и офицеры. Они идут, чеканя шаг, подтянутые и красивые. Профессия военного очень ответственная и сложная. Военные - это защитники Отечества. А вы знаете, ребята, откуда появилось это слово «защитники»? Послушайте.
(Включаю аудиозапись «Богатырь»)
«В давние, давние времена, другие страны и другие государства хотели завоевать нашу страну, хотели установить свои порядки и законы на нашей земле. Люди брали в свои руки щиты, копья и мячи, шли оборонять свою Родину. Те, кого они спасали – старики, женщины и дети оказались за их спинами. Поэтому воинов стали называть ЗАЩИТНИКАМИ, то есть, те, у кого в руках щиты, за которыми можно спрятаться.
Воспитатель: Посмотрите вот они наши защитники. Ой, что тут случилось. (Картины защитников на доске перевернуты обратней стороной) Вижу письмо. «Нас заколдовали Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Превратили в снежные глыбы. Чтобы нас расколдовать надо вам, ребята, выполнить задания. Поможем? (Дети – да)
Любой профессии военной
Гордится надо непременно
Чтоб быть опорой для страны
Чтобы в мире не было войны!
Первое задание: встаньте в круг, слушайте внимательно, отвечайте четко, быстро и правильно.
-Какие военные профессии вам знакомы? Назовите. (Ответы детей)
-Каким должен быть военным? Подберите прилагательное к слову «военный» и передайте флажок следующему. Слова не должны повторяться.
(Игровое упражнение: «Подбери прилагательное к слову «военный»).
(Дети стоят в кругу и передают флажок друг другу)
(Храбрый, мужественный, сильный, терпеливый, честный, отважный, закалённый, выносливый, дисциплинированный, меткий, умный, находчивый, спортивный и т.д.)
- Что для этого надо? (Ответы детей: заниматься спортом, закаляться, много читать, тренироваться и др.)
Упражнение с мячом “Кто что делает?”.
- Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч.
Летчик - управляет самолетом.
Капитан военного корабля - управляет кораблем, отдает команды.
Пограничник - охраняет государственную границу.
Подводник - охраняет границу с моря, служит на подводной лодке.
Танкист - управляет танком, смотрит в прицел, стреляет.
(Открываю картинку - летчик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, освободили летчика. Проходите и садитесь за столы. (Дети садятся за столы)
Прежде чем выполнить следующие задания, давайте покажем, какие мы сильные и смелые. Выполним пальчиковую гимнастику:
Мы – солдаты, мы – солдаты, бодрым шагом мы идем
(«маршируют» указательными и средними пальчиками)
В нашу армию, ребята, просто так не попадем!
(пальцы сжаты в кулак, указательный поднят вверх и покачивать им влево-вправо)
Воспитатель: Следующее задание.
Д. игра «Вопрос – ответ»
- Кто служит в танковых войсках?
- Кто служит на границе?
- Кто служит в военно-воздушных войсках?
- Кто служит в ракетных войсках?
-Кто служит на подводных лодках?
- Кто несет службу в море, на корабле?
-Кто служит в пехотных войсках?
- проводит связь – связист
- служит в артиллерии – артиллерист
- стреляет их автомата – автоматчик
-прыгает с парашютом –парашютист, десантник
- стреляет из пулемета – пулеметчик
Д. игра «Кого в армии много?»
- Один пограничник, а в армии много ……
- Один танкист, а в армии много………
Словарь: танкистов, летчиков, моряков, солдат, воинов, героев, ракет, лодок, пехотинцев, десантников, пилоток.
Воспитатель: Выполнили задание на «отлично», освободили из снежного плена кого - (дети) десантника.
Открываю картинку - десантник
3 задание: отгадайте загадку:
Я на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая. (танк)
Правильно. Вам надо из двенадцати счетных палочек выложить танк.
(Из счетных палочек дети выкладывают танк, ставлю песочные часы. Показываю образец, дети проверяют, правильность своего изображения)
Воспитатель: Сколько звуков в слове «танк», назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, предлагаю выполнить гимнастику для веселого язычка. Встаньте, пожалуйста.
(Дети встают)
«Гимнастика для язычка»
1. «Почистить пулемет» - как упражнение «Почистить зубы»: по очереди нижние, верхние.
2. «Рупор» - вытянуть губы широкой «трубочкой» и произносить звуки (ш-ш-ш-ш) и (ж-ж-ж-ж)
3. «Танк» - многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука (т): т-т-т-т
4. «Пулеметчики» - улыбнуться, слегка открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д-д, сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
5. «Пулеметная очередь» - рот открыт, губы в улыбке. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок призводит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Чистоговорки:
АТ-АТ-АТ – профессия «солдат»
ИН-ИН-ИН – профессия мужчин
АТЫ-АТЫ-АТЫ – защищают нас солдаты
ГИ-ГИ-ГИ – солдаты носят сапоги
АТУ-АТУ-АТУ – напишем письмо солдату
МО-МО-МО – отправим в армию письмо
ОТКА-ОТКА-ОТКА – у солдата есть пилотка
АТ-АТ-АТ – солдат чистит автомат
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Еще одного военного мы расколдовали. Кто это? (дети –танкист).
Открываю картинку - танкист
4 задание: слушайте внимательно. Ответьте «Кто лишний?» и почему.
-десантник, танкист, летчик, тракторист. (тракторист) Почему лишний? (не военная профессия)
-танк, самолёт, вертолёт. (танк)
-храбрый, мужественный, смелый, съедобный (съедобный)
-ракетчик, вертолетчик, футболист (футболист)
Воспитатель: сейчас посчитаем военных и их снаряжение.
Игра «Посчитай»
Один солдат – два солдата – пять солдат
Один матрос – два матроса, пять матросов
Один пехотинец – два пехотинца, пять пехотинцев
Один парашютист – два парашютиста, пять парашютистов
Один пехотинец – два пехотинца, пять пехотинцев
Одна пушка – две пушки, пять пушек
Один пистолет – два пистолета, пять пистолетов
Одно ружье – два ружья – пять ружей.
Воспитатель: Задание выполнено. От снежного плена освободили - (дети) пограничника.
Открываю картинку – пограничник
5 задание - Дидактическая словесная игра «Что не так?
Воспитатель: Сейчас я вам скажу фразу, а вы меня поправьте, слушайте внимательно, что не так?
Солдаты не должны защищать Родину. Правильно? А как нужно сказать?
Танкист управляет самолётом. Как правильно? Летчик управляет самолетом.
Подводная лодка взлетела в небеса. Кто поправит? Военный самолет взлетел в небеса.
Упражнение «Собери предложение»
1. Самолёт, в, военный, небо, поднялся.
2. Читают, книги, о, мальчики, войне.
3. На, моряк, служит, корабле.
4. Пограничник, собакой, границу, с, охраняет.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Освободили из снежного плена еще одного военного. Кто это?
Открываю картинку – моряк
Музыкальная физминутка «Наши воины»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами текста песни)
Воспитатель: Ребята, как узнать, что это за военный: моряк или танкист? (по форме) Правильно, по форме. Подойдите к столу.
(Дети подходят к столу, на котором разложены головные уборы военных)
Воспитатель: Назовите головной убор, скажите сколько слогов в этом слове и прохлопайте в ладоши. (пилотка, каска, бескозырка, берет, фуражка, шапка, шлем).
Сколько слогов в слове каска? (анализировать все слова)
(Предлагаю детям сесть за столы)
Воспитатель: Теперь нужно составить рассказ о военных. Где служат, что защищают, какую форму носят и что им нужно для службы.
(Дети по очереди подходят к иллюстрациям военных и рассказывают о них)
(Пограничник)
Пограничники стоят на страже границ Родины и проходят службу на погранзаставах. Их главная задача - не пропускать через границу шпионов. У них зеленая пятнистая форма и зеленый берет. Пограничникам помогают нести нелёгкую службу специально обученные собаки - овчарки.
(Моряк)
Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли и подводные лодки. Всё вместе - это военно-морской флот. Здесь службу несут военные моряки. Главный на корабле – капитан. У каждого на корабле есть свои обязанности: боцман - следит за порядком; радист - поддерживает связь с землёй, повар-кок готовит. На кораблях есть орудия и пулеметы. Форма моряка - это бескозырка, тельняшка, синяя рубашка с полосатым сине-белым воротником.
(Летчик)
Летчики защищают небо. Самолётом управляет экипаж лётчиков: пилот; штурман - он прокладывает курс самолёта в небе; радист - держит связь с аэродромом; механик - отвечает за исправность самолёта. Летчик надевает теплый комбинезон и пристегивает парашют. В полёте у них есть специальные высотные шлемы. Военные самолеты, вертолеты перевозят не только солдат, но и тяжелую военную технику.
(Танкист)
Танкисты защищают нашу Родину с суши. У танкистов своя военная форма: черный комбинезон с карманами и шлемом. Танки быстрые и мощные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. На танках есть пушки.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы своими знаниями порадовали наших военных. А пословицы о военной службе знаете? Назовите их.
Тяжело в учении – легко в бою.
Близка врагу наша граница, да перейти ее боится.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Кто к нам с мячом придет, от мяча и погибнет.
Лопата – верный друг солдата.
Русский солдат – смелый боец, везде молодец.
Один в поле не воин.
Закон бойца – стоять до конца.
Русский солдат хорош в строю и силен в бою.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в войну? Вам нравится война?
Дети: Нет. Нам нужен мир. Мы играем, чтобы в будущем стать защитниками Отечества.
Воспитатель: Давайте перечислим все профессии военных. (Ответы детей)
Воспитатель: Наша страна надежно защищена. Ребята, конечно, мы очень хотим, чтобы вы, когда станете взрослыми, любили, охраняли и защищали свою Родину.
-В каких войсках, мальчики, вы хотели бы служить? Какую военную профессию хотели бы получить?
Дети: «Если бы я был военным, то стал бы…( танкистом, летчиком и т.д)
(Ответы детей)
«Я хочу быть моряком. Служить на подводной лодке штурманом –прокладывать курс кораблю под водой. Носить черную морскую форму и тельняшку»
Воспитатель: Молодцы! Вы подрастёте, пойдёте служить в Армию, и мы будем Вами гордиться и поздравлять с праздником «Защитника Отечества».
(Предлагаю мальчикам одеть всем головные уборы)
Мальчики:
Мы пока ещё ребята .
Подрастём – пойдём в солдаты.
Будем Родине служить.
Чтоб под мирным небом жить.
(Аудиозапись «Марш» – мальчики маршируют)
Рефлексия: Девочки берут флажки и машут ими: «Поздравляем!»