МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 396 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Мыслей »
Воспитатель: Христофорова М.М.
Программное содержание: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи детей, умение поддерживать беседу и отвечать на вопросы воспитателя.
Совершенствовать фонематический слух детей, правильное произношение всех звуков, умение делать звуковой анализ слов, придумывать слова на заданный звук. Употреблять в речи простые и сложные предложения. Активировать словарь детей именами существительными, прилагательными, глаголами.
Закрепить счет, представления об отношениях между глаголами, умение сравнивать предметы по величине, знания о форме геометрических фигур, о днях недели, умение связывать названия каждого дня с его порядковым числом.
Уточнить знания по экологии (отгадывания загадок).
Развивать речевое и слуховое внимание, логическое мышление: Умение сравнивать и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, развивать память, мелкую моторику, умение творчески перевоплощаться, фантазию.
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке мыслей и поступков людей.
Воспитывать гуманные чувства, волевые усилия.
НОД
Воспитатель: Я хочу рассказать вам о волшебном городе. Этот город называется Бимбомград. Давайте повторим. ( Дети произносят – Бимбомград). И живут в этом городе …мысли. Да, Да! Мысли! Умная, Добрая, Веселая. Злая, Скучная, и даже Чудная! А что же такое - мысли? Где они у человека? Можно увидеть мысли?
Дети отвечают на вопросы, рассуждают.
Воспитатель: Совершенно верно, мысли вроде бы не видны, но именно они руководят нашими словами и поступками.
А вот в волшебном городе можно увидеть и даже с ними можно познакомиться.
Представьте, что подъехала карета, запряженная лощадьми. Поехали!
Дети говорят: « Но!» И цокают язычками.
Воспитаетесь: Приехали!
Дети останавливают лошадей, произнося : «Тпру!»
Воспитаетесь: Но ворота в волшебный город закрыты, чтобы они открылись, нужно отгадать загадки.
« Нам нужны иголки для шитья,
А кому нужны иголки для житья?» (Ежику)
«Не ворона, ни синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку-
Раздалось в лесу ку-ку?» (Кукушка)
«Не зверь, не птица,
А нос как спица?» (Комар)
«Рук нет, а строить умеет?» (Птица)
«Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет ?» (Весна)
«Жу-жу,жу-жу,
Я на ветке сижу, я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом?» (Жук)
Воспитаетесь: Вы все правильно отгадали и ворота открылись.
(Дети входят в ворота – пролезают в обруч, взявшись за руки по одному).
Пойдемте по городу, вот по этим улицам, они обязательно нас куда – то приведут.
(На полу лежат 5 полосок: 2- узкие и длинные зеленого цвета и 3 – широкие и короткие красного цвета).
Воспитаетесь: Какие здесь улицы? Длинные или короткие? Узкие или широкие? Каких улиц больше? Сколько их? На сколько больше, меньше?
( Дети отвечают)
Воспитаетесь: Улицы привели нас к дому. ( На доме надпись: «Здесь живут мысли».
Если дети умеют читать, пусть прочитают)
Но почем уже окна занавешены, дверь закрыта? Почему на улицах никого нет? Наверное, что-то случилось ?
(Появляются Злая мысль и Грустная мысль)
Случилось, случилось. Это мы разогнали всех по домам. А вы почему на улице? Кто вы такие?
Дети: Мы дети.
Мысли: Откуда вы пришли?
Дети: Мы из детского сада, «Сказочный»
А вы кто такие?
Мысли: Я - Злая мысль. А я - Грустная мысль. Мы поселили в городе зло и скуку, всех перессорили, теперь все забудут радость и веселье. Хотите с нами дружить?
Дети: Нет не хотим.
Мысли: Почему?
Дети: Мы не хотим быть злыми и грустными.
( Грустная мысль незаметно подкрадывается к ребенку, (она в форме вязаной шапочки и одевается на голову, ребенок принимает грустное выражение лица и рассказывает стихотворение).
«Яблоко стало невкусным,
Смешное сделалось грустным.
Сахар - не сладкий,
Соль – не соленая,
Дождик – не мокрый,
Трава – не зеленая.
Гром на кого-то
С неба ворчит.
Мама не хочет со мной говорить.
Мама обиделась, мама молчит»
Воспитаетесь: Ах, что же делать? Они заколдовали его. Кто же нам поможет?
(Слышится голос: Я помогу!» Появляется Чудная мысль. Снимает шапку с головы ребенка и прогоняет Злую и Грустную мысли.)
Чудная мысль: Я – Чудная мысль! Когда я появляюсь, что хочется делать? Смеяться, радоваться, чудить, прыгать, играть…
Чудная мысль: Да! Я вас развеселю!
«В одной стране,
В чудной стране,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко!
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка!
Бутылка горлышком поет
Концерты вечером дает!
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку!»
Чудные стихи? (Дети отвечают)
А как вы думаете, чудные мысли приходят только детям, а взрослым? Когда?
Когда им хочется поиграть, побаловаться с детьми, на Новый Год, и т.д.)
Воспитаетесь: Давайте вместе поиграем и взрослых позовем. Игра называется «Превращение».
«Мы – зайчики»( говорят «скок-скок»)
«Мы – кошечки»( говорят «мяу – мяу»)
«Мы – лошадки»( говорят «цок-язычком)
«Мы – кукушки»( говорят «Ку-ку»)
«Мы – дерево»( говорят «ш-ш»)
«Мы – цветы»(« говорят «ж-ж»)
«Мы – конфеты (облизываем губы)
«Мы – чайники»( говорят «пых-пых)
«Мы – молоточки»( стучат «д-д-д»)
«Мы – петушки»( говорят «ку-ка –реку»)
«Мы – комарики»( говорят «з-з-з»)
«Мы – тесто»( говорят «кых» и падают)
Воспитаетесь: Ой, смотрите, двери домика открылись и вышли Добрая мысль, Веселая мысль и Умная мысль.
Мысли: Здравствуйте, дети!
А с нами вы хотите дружить?
(Дети говорят о том, что хотят с ними дружить, и почему)
Воспитаетесь: Как вы понимаете, ребята- Умные мысли. Это какие мысли?
(Дети отвечают: когда много узнаешь, читаешь, правильно отвечаешь, решаешь задачи, отгадываешь загадки и т.д)
Умная мысль: А скажите, кто мои самые лучшие друзья?
У меня про них и загадка есть: «Без языка, без голоса, а все расскажут!)
(Книги)
Почему?
Дети: Из книг, много обо всем узнаешь. (Пусть приведут примеры: Что ты узнал интересного из книг?)
Умная мысль: А вам читают книги, сказки. Кто читает?
(Ответы детей)
Умная мысль: Назовите сказки, в которых герои были наказаны за злые мысли и дела и награждены и добрые.
(Дети перечисляют сказки и объясняют: «Хаврошечка», «Лиса и журавель», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Морозко», «Теремок», «Репка», «Золушка», « Волк и семеро козлят», «Золотой ключик», «Сказка о рыбаке и рыбке», и т д )
Умная мысль: Да, вы много вспомнили сказок. Это очент хорошо. Значит вы умнички! Я хочу хочу дружить с вами и с этой девочкой. (одеваю Кате на голову шапочку – Умную мысль) Она читает стихотворение.
«Я спрятала кукол, играть не хочу. Мне некогда очень, я буквы учу. Из них я сама составляю слова, сама прочитала : «Дрова и Трава».
Дрова во дворе, а трава на лугу. Теперь как большая читать я могу».
Затем Умная мысль предлагает детям задания:
1.Наричуй недостающую фигуру
2.Назови дни недели.
3.Прочитай слова и выложи их звуковые схемы(Кот и кит).
Умной мысли понравилось, как дети думали и
Выполняли задания. Она дарит им картинки – раскраски и предлагает раскрасить только те картинки, на которых нарисованы Умные, Добрые и Веселые дела и поступки.
Дети, кто, сидя за партами, кто, лежа на коврике, раскрашивают картинки, звучит музыка.