Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Весна
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом
Задачи:
Речевое развитие: . Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает, развитие связной речи через построение логической цепочки;
Социально-коммуникативное развитие: закрепить и расширить знания детей о весне; учить детей слушать ответы другого, не перебивая; развивать чувство доброжелательности к сверстникам и взрослым, вызвать желание подарить хорошее настроение; создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства; развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания; воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей на физкультминутке; дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действии педагога.
Материалы и оборудование: фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
Форма НОД: тематическая непосредственная образовательная деятельность.
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Ход НОД:
1.Водня часть
Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.
Основная часть.
Игра«Какой?Какая?Какое?»
-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
слайд 2.-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
Слайд 3.-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
слайд 4 - цветы весной какие?
- настроение весной какое?
-Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне.
Слайд 5 А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.
Предполагаемые ответы детей:
- Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.
- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
- Март
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют. Март, апрель , май .
А теперь давайте поиграем
слайд6 Игра «Что за чем?»
На экране расположены картинки, дети должны объяснить какие признаки на них. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.
-Ребята, а вы знаете какие ни будь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают, рассказывают, что они знают.
-А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.
-Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.
3. Заключительная часть.
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
-Конечно, это солнечный зайчик.