СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний игрушек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний игрушек.»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема. «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний об игрушках»

Програмное содержание: приобщать детей к восприятию поэтической речи; продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу); совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе.

Развивать умение внимательно слушать, давать ответы, развивать память, образное мышление.

Воспитывать интерес к литературе и любовь природе, формировать бережное отношение к игрушке.

Материал: иллюстрации об осени; муляжи овощей и фруктов.

Словарная работа: золотая, разноцветная, скучная, хмурая, дождливая, пасмурная.

Предварительная работа: знакомство детей со стихотворениями об осени, рассматривание иллюстраций на соответствующую тему. Заучивание стихотворений об осени. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

Образовательная область. Речевое развитие.

Виды деятельности.  Коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, речевая, познавательная.

Методы и приемы: показ картины, словесные (художественное слово, беседа, чтение стихотворений, наблюдение за явлениями природы, дидактическая игра «Опиши игрушку», прослушивание музыки, физкультминутка.

Интеграция областей. Физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие

СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.

Ход занятия.

Вводная часть. - Здравствуйте, дети!

- Вы слышите, начинается дождик?

- Прислушайтесь, как может идти дождик? (педагог щелкает пальцами – дождик начинается, дети подхватывают)

Педагог трет ладони друг о друга – дождик шелестит за окном, дети подхватывают.

Педагог хлопает по своим коленям – дождик идет сильнее, дети подхватывают.

Педагог топает ногами - дождик превратился в ливень.

Дальше все делают в обратном порядке, медленно заканчивая щелкать пальцами.

- Вот дождик и закончился. Сегодня мы поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи.

Основная часть.

-. Ребят ,какая бывает осень ?(осень бывает золотая, разноцветная, дождливая ,хмурая, печальная , пасмурная)

-А вы знаете, что осень бывает разная: когда на деревьях желтеют листья – это золотая осень .

А когда деревья сбросили свои листочки, трава стала желтой, меняется погода и чаще идут дожди - это поздняя осень .

-Поздняя осень задумчива и грустна, печальна и загадочна.

- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы с вами послушаем два стихотворения. Первое стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин называется оно «Уж небо осенью дышало..»Я буду читать, а вы закройте глаза и представьте, какой описал осень Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении.

(Педагог читает стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь у двора.

А вот послушайте еще одно стихотворение. Написал его Алексей Николаевич Плещеев называется она «Осень наступила» 

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит…

Зашумели воды быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

-Ребята, скажите, какой вы представили осень? (Осень представила хмурой дождливой, птицы улетают в теплые края, скучной, день короче.

Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Елена Александровна Благинина «Осень спросим».

Здравствуй осень, здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?»

Чтение Иван Алексеевич Бунин «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

-Ребята, кому какое стихотворение понравилось? (Ответы детей). Я вам эти стихотворение прочту еще раз на прогулке, когда будем наблюдать за осенней погодой.

-А сейчас, встаньте в круг, сыграем в игру «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.

Осенью цветут цветы? -нет

Осенью растут грибы?- да

Туманы осенью плывут? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаит улетают?- да

Солнце светит очень жарко? -нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? - да

Молодцы! Отвечали от души!

Физкультминутка "ветер дует нам в лицо».

 Ой, ребята к нам кто- то стучится. (Стук в дверь)

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мед,

Лапу зиму всю сосет.

Может громко зареветь,

А зовут его … (Медведь.)

- Правильно, к нам в гости пришли медведи - Мишка, и его брат Топтыжка. Они по секрету мне сказали, что пришли к нам за помощью. Оказывается, у медвежат дома нет зеркала, и они не знают, как они выглядят. Они просят вас помочь им и рассказать, какие они.

- Ребята, поможем братьям? (Поможем.)

-Для того чтобы рассказать о них нам надо их хорошенько рассмотреть.

-Мой Мишка большой он сшит из белого пушистого меха.

- Расскажи, ……………….., Топтыжка какой он? (Наш Топтыжка маленький, сшит из коричневого меха.)

-У моего мишки круглые ушки, маленькие черные глазки и коричневый нос.

-А у вашего мишки, ……………….., расскажи. (У Топтыжки маленькие ушки, карие глаза и черный носик.)

У моего Мишки есть красивый бантик. Мой Мишка добрый и ласковый любит собирать ягоды. Скажи, ………………………, а Топтыжка какой он? (Топтыжка добрый и ласковый и он любит собирать ягоды)

-Мой Мишка любит кушать рыбку. А Топтыжка что любит, как ты думаешь, ………………? (Топтыжка любит кушать мед и ягоды.)

-Медвежатам очень понравилось, как вы о них рассказывали. Они узнали много интересного о себе и друг друге. Мишка и Топтыжка не прощаются, им очень понравилось у нас, они остаются погостить у нас в группе.

Итог. -Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

-Каким красивым словом называют осень?

-Какие стихотворение читали?

- Понравились вам новые стихи об осени?