Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема. «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний об игрушках»
Програмное содержание: приобщать детей к восприятию поэтической речи; продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу); совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе.
Развивать умение внимательно слушать, давать ответы, развивать память, образное мышление.
Воспитывать интерес к литературе и любовь природе, формировать бережное отношение к игрушке.
Материал: иллюстрации об осени; муляжи овощей и фруктов.
Словарная работа: золотая, разноцветная, скучная, хмурая, дождливая, пасмурная.
Предварительная работа: знакомство детей со стихотворениями об осени, рассматривание иллюстраций на соответствующую тему. Заучивание стихотворений об осени. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.
Образовательная область. Речевое развитие.
Виды деятельности. Коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, речевая, познавательная.
Методы и приемы: показ картины, словесные (художественное слово, беседа, чтение стихотворений, наблюдение за явлениями природы, дидактическая игра «Опиши игрушку», прослушивание музыки, физкультминутка.
Интеграция областей. Физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие
СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.
Ход занятия.
Вводная часть. - Здравствуйте, дети!
- Вы слышите, начинается дождик?
- Прислушайтесь, как может идти дождик? (педагог щелкает пальцами – дождик начинается, дети подхватывают)
Педагог трет ладони друг о друга – дождик шелестит за окном, дети подхватывают.
Педагог хлопает по своим коленям – дождик идет сильнее, дети подхватывают.
Педагог топает ногами - дождик превратился в ливень.
Дальше все делают в обратном порядке, медленно заканчивая щелкать пальцами.
- Вот дождик и закончился. Сегодня мы поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи.
Основная часть.
-. Ребят ,какая бывает осень ?(осень бывает золотая, разноцветная, дождливая ,хмурая, печальная , пасмурная)
-А вы знаете, что осень бывает разная: когда на деревьях желтеют листья – это золотая осень .
А когда деревья сбросили свои листочки, трава стала желтой, меняется погода и чаще идут дожди - это поздняя осень .
-Поздняя осень задумчива и грустна, печальна и загадочна.
- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы с вами послушаем два стихотворения. Первое стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин называется оно «Уж небо осенью дышало..»Я буду читать, а вы закройте глаза и представьте, какой описал осень Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении.
(Педагог читает стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь у двора.
А вот послушайте еще одно стихотворение. Написал его Алексей Николаевич Плещеев называется она «Осень наступила»
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит…
Зашумели воды быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
-Ребята, скажите, какой вы представили осень? (Осень представила хмурой дождливой, птицы улетают в теплые края, скучной, день короче.
Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Елена Александровна Благинина «Осень спросим».
Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
«Что в подарок принесла?
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?»
Чтение Иван Алексеевич Бунин «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-Ребята, кому какое стихотворение понравилось? (Ответы детей). Я вам эти стихотворение прочту еще раз на прогулке, когда будем наблюдать за осенней погодой.
-А сейчас, встаньте в круг, сыграем в игру «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.
Осенью цветут цветы? -нет
Осенью растут грибы?- да
Туманы осенью плывут? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаит улетают?- да
Солнце светит очень жарко? -нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? - да
Молодцы! Отвечали от души!
Физкультминутка "ветер дует нам в лицо».
Ой, ребята к нам кто- то стучится. (Стук в дверь)
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его … (Медведь.)
- Правильно, к нам в гости пришли медведи - Мишка, и его брат Топтыжка. Они по секрету мне сказали, что пришли к нам за помощью. Оказывается, у медвежат дома нет зеркала, и они не знают, как они выглядят. Они просят вас помочь им и рассказать, какие они.
- Ребята, поможем братьям? (Поможем.)
-Для того чтобы рассказать о них нам надо их хорошенько рассмотреть.
-Мой Мишка большой он сшит из белого пушистого меха.
- Расскажи, ……………….., Топтыжка какой он? (Наш Топтыжка маленький, сшит из коричневого меха.)
-У моего мишки круглые ушки, маленькие черные глазки и коричневый нос.
-А у вашего мишки, ……………….., расскажи. (У Топтыжки маленькие ушки, карие глаза и черный носик.)
У моего Мишки есть красивый бантик. Мой Мишка добрый и ласковый любит собирать ягоды. Скажи, ………………………, а Топтыжка какой он? (Топтыжка добрый и ласковый и он любит собирать ягоды)
-Мой Мишка любит кушать рыбку. А Топтыжка что любит, как ты думаешь, ………………? (Топтыжка любит кушать мед и ягоды.)
-Медвежатам очень понравилось, как вы о них рассказывали. Они узнали много интересного о себе и друг друге. Мишка и Топтыжка не прощаются, им очень понравилось у нас, они остаются погостить у нас в группе.
Итог. -Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
-Каким красивым словом называют осень?
-Какие стихотворение читали?
- Понравились вам новые стихи об осени?