Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Цель: Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета. Образовательные задачи:•формировать образную речь.умения подбирать образные выражения.•учить составлять предложения.•учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.Развивающие задачи:•развивать речь, память.•образное мышление, фантазию и творчество.Воспитательные задачи:•воспитывать эстетические качества.•учить выслушивать рассказы товарищей.Предварительная работа с детьми:Чтение сказок, беседы о героях сказок рассматривание иллюстраций к сказкам. I. Организационный момент.Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня к нам пришло много гостей! Давайте поздороваемся с ними.(Дети здороваются)У нас сегодня занятие необычное. Сегодня мы отправимся в сказку. Но чтоб в неё попасть, необходимо проверить можем ли мы с вами быть одним целым, потому что в сказку мы пойдём только все вместе.Игра "Повтори движение"Воспитатель показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лиа, дети должны повторить.Воспитатель: молодцы ребята! Вижу какие вы дружные. А теперь чтоб в сказку попасть, необходимо от сказочных героев получить билет. Для этого нам нужно их угадать:II. Основная часть.Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор ….(Ответ: Айболит)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Ответ: Золушка)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
(Буратино)
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик—лук,
Он надёжный, верный друг.
(Ответ: Чиполлино)
Путешествие в сказочную страну.
Я поздравляю вас, ребята! Вы справились с трудным заданием, а теперь наш путь лежит в сказочную страну. На чем же мы туда отправимся? (ответы детей, например: на ковре самолёте, с помощью волшебного клубочка или волшебной палочки).
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетёные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается.
(Включается тихая спокойная музыка.)
Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуйте, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась Сказочная страна. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, её жителей.
Вот мы с вами на сказочной поляне. Ребята, что это перед нами? (Ответы). Значит мы с вами попали в гости к героям волшебных сказок.
Смотрите, ребята, здесь какой-то интересный стул. Он, наверное, волшебный. Давайте прочитаем, что на нем написано.
(На стуле надпись: сказочник)
А вы хотите быть сказочниками? Наверное, тот, кто сядет на этот стул, станет на время сказочником. Правда, здорово? Давайте сядем, отдохнем, а заодно вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки?
(ответы детей).
Придумайте начало сказки. (Однажды. … Давно это было)
Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Сказочным героям, вы бы могли рассказать рассказы из вашей жизни или сказки которые вы придумали сами. Я думаю им будет интересно послушать ваши новые сказки.
Затем у сказок обязательно должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (ответы детей).
В русских народных сказках - это присказка:
«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
А вы в конце своей сказки можете сказать о своих чувствах, которые испытали при сочинении ее. (Жаль, что сказка быстро кончается… Мне так понравилась эта сказка… Я долго буду вспоминать эту сказку)
Давайте наберемся сил вместе со сказочными героями:
Физминутка.
«Мы по сказкам походили»
Мы по сказкам походили
Мы о них поговорили,
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
На раз повернулись и друг другу улыбнулись
А теперь попрыгаем прыг, прыг, прыг
Ножками подрыгаем дрыг, дрыг, дрыг
И опять похлопаем хлоп, хлоп, хлоп
Ножками потопаем топ, топ, топ.
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра
Соревноваться нам пора.
Давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит сказка. О чем вы будете рассказывать в основной части? (ответы детей).
.А теперь занимайте места и начинайте сочинять сказки. Вы заметили, что превратились в сказочников? Я думаю, музыка вам поможет придумать интересные сказки
Ну, вот музыка закончилась, а у вас, наверное, появились новые сказки. Давайте послушаем их.
(ребенок, который рассказывает сказку садится на волшебный стул)
Заслушиваются 3-4 ребенка.
Чья сказка вам понравилась больше всего и почему? Дети оценивают сказки, придуманные сверстниками. Воспитатель тоже дает оценку сказкам.
III. Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в сказочной стране?
(ответы детей)
А понравилось быть сказочниками?
(ответы детей)
И мне очень понравились ваши сказки. Остальные ваши сказки мы послушаем позже. Все ваши сказки я обязательно запишу, и у нас с вами будет своя книга сказок.
А также каждый из вас нарисует своего любимого сказочного героя и наша книга будет с красивыми яркими иллюстрациями.
А как вы думаете, кому можно будет дать почитать нашу книгу
(Мы будем знакомить с ней детей, родителей, гостей города)
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, но прощаться будем необычно, а по сказочному:
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”
(Под музыку дети выходят из группы)
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в сказку»
Елена Аверьянова
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в сказку»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 44 «Дружок»
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи с элементами триза «Путешествие в сказку»
Подготовила и провела:воспитатель ср. группы: Аверьянова Е. А.
п. Подосинки
2016 г.
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи с элементами триза «Путешествие в сказку»
Цели занятия:
Продолжать формировать умение слушать и отвечать на вопросы взрослого и детей, не перебивать говорящего.
Расширять, обогащать и активировать словарь детей.
Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать положительное отношение к сказкам.
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 5.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал:
- фигурки персонажей сказки
- теремок; полянка
- счетные палочки
Ход занятия
Организационный момент:
-Ребята, как приятно утром здороваться. Желать друг другу здоровья и доброго утра! Давайте ещё раз поздороваемся со всеми, что нас окружает, и поприветствуем гостей.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, зравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
-Давайте подарим друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку. (Дети присаживаются на стульчики)
-Ребята, вы любите сказки?
- А какие у вас есть любимые сказки?
-Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Хотите? Но эту сказку мы должны с вами придумать сами. Мы сегодня будем добрыми сказочниками. Согласны?
-Все сказочники умеют фантазировать. Давайте и мы потренируемся.
Игра «На что похоже».
-Молодцы, хорошо справились. Из вас получатся замечательные сказочники.
-В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем ей мы – заходи.
- Скажите, мне с каких слов обычно начинается сказка? (ответы детей: -жили-были, в лесу на опушке.)
-Давайте выберем главного героя нашей сказки.
Если вы правильно отгадаете загадку, сразу узнаете одного из наших героев.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Всех бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
- Петушок. Правильно (Достаю игрушку Петушка, который здоровается с детьми)
- В каких сказках встречается Петушок?
(Петушок и бобовое зёрнышко, Кот петух и лиса, Заюшкина избушка, Сказка о золотом петушке).
- Какой Петушок? (красивый, белый.)
- Что на голове у Петушка? (гребешок, бородушка, клюв)
- Какой хвост у Петушка? (пушистый, пестрый, разноцветный,
яркий).
Триз:- Что ещё бывает разноцветным? (радуга, машины, одежда)
- Представьте, что вы гладите Петушка, какие перья у него на ощупь? (гладкие, мягкие)
- Каким голосом Петушок поет? (звонким, громким, храбрым).
- Давайте ласково назовём Петушка.
(Петенька, Петушок-золотой гребешок, Петушочек).
- Петушок будет главным героем нашей сказки.
- Покажите, как ходит Петушок. Как поет Петушок? (Дети шагают с высоко поднятыми ногами, машут руками и кричат Ку-ка-ре-ку)
- Петушок очень любит петь. Давайте поиграем в игру. Вы закроете глазки, а я буду подражать звукам разных птиц, а вы как услышите голос Петушка- хлопайте в ладоши и открывайте глазки. (Воспитатель подражает голосу курицы, утки, цыпленка, кукушки, гуся и т. д. дети выполняют).
- А где будет жить наш главный герой – Петушок. (теремок)
- Все мы знаем
Все мы верим
Есть на свете чудный терем,
Он, ребята, вам знаком
И с окошком, и с крыльцом.
- Нам надо выбрать второго персонажа…. А кто это вы догадаетесь, исполнив хоровод.
Физкульт. минутка.
Хоровод, хоровод, (хлопают в ладоши)
Пляшет маленький народ. (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год. (приседания)
Под кустом, под кустом (наклоны туловища влево-вправо)
Кто-то с рыженьким хвостом. (повороты тулов. влево-вправо)
Это рыжая лисичка- (прыжки)
Под кусточком лисий дом.
В.: Молодцы, спасибо. Вы догадались, кто будет наш следующий герой в нашей сказке? (Лиса)
Правильно, Лиса.
- В каких сказках есть лиса? (Лисичка сестричка и серый волк, Кот, лиса и петух, Кот и лиса, Колобок)
- Какая лисичка в сказке? (хитрая, злая, красивая, умная)
- Какая шубка у Лисы? (рыжая, пушистая, мягкая)
Триз:- Что бывает рыжим? (солнце, волосы, ленточка, листик, цветок)
Триз:- Что бывает пушистым? (снег, шапка)
- Как можно сказать про шубку?
(пушистая, как снег, рыжая, как солнце).
А кто детеныш у Лисы? (лисенок)
- Давайте назовём Лису ласково, чтоб она была доброй.
(Лисонька, Лисичка-сестричка)
- Лисонька. Хорошо. (достаю игрушку лисы- а она мокрая….)
Триз: -Ой, что случилось с лисой? Почему она мокрая? (Бежала от баб упала в лужу, промокла под дождем….
- Итак, значит был недавно дождь. А дождь это хорошо и плохо.
Триз «Что хорошо- что плохо»
Хорошо- свежий воздух, растут растения, распускаются цветы.
Плохо- становится холодно, нигде не пройти из-за луж, можно простудиться….
Но ребята, всегда после дождя появляется на небе солнышко.
Солнышко – это хорошо и плохо.
Хорошо - цветут цветы, хорошее настроение, тепло всем.
Плохо- солнечный удар, голова болит, жарко, душно.
Ну, итак, чем мы можем лисичке помочь? (оботрем полотенцем, высушим на солнышке).
А если солнышка нет (пасмурно например) -можно сделать солнце из счетных палочек.
Дети подходят к столам. Лежат по 5 счетных палочек. Дети считают, выкладывают солнце.
В.: Молодцы ребята, спасибо. Солнце стало ярко светить, лисичка обогрелась, высохла и готова участвовать в нашей сказке.
Пришло время выбрать следующего героя… (Воспитатель включает песенку Кота Леопольда).
В.: Ребята, догадались, кто будет третий герой? Правильно. Это кот.
Достаю игрушку кота и кот здоровается с детьми.
Игра в противоположности
- Здравствуйте, злые дети. (дети отвечают- мы добрые)
- Какие вы грязные (чистые)
- Какие вы грустные (веселые)
- Какие вы трусливые (смелые, храбрые)
Ах, если вы такие и есть смелые, добрые, веселые, то вы мне такие и нужны.
- Итак сказочники, главных героев мы выбрали и сейчас мы для наших гостей будем сочинять и показывать сказку. (Распределяем роли). Воспитатель и остальные дети выполняют роль сказочника.
Жили – были в избушке петушок и кот. Кот каждый день ходил на рыбалку. Петушок пол подметал, прибирался, суп варил и ждал кота домой….
Однажды утром Кот как всегда ушел на рыбалку, Петушок пол подмел, суп сварил и стал ждать Кота. Бежала мимо Лиса. Постучалась к петушку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко-
Дам тебе горошка
Гречки и пшенички
Выходи к Лисичке.
Петушок выглянул, лиса схватила его и понесла. Стал Петушок звать кота.
Несет меня Лиса
За темные леса,
За высокие горы,
Котик братик
Выручи меня.
Кот недалеко был, спас Петушка…. Дома его поругал, строго-настрого запретил открывать Лисе дверь. Утром кот снова ушел, а Лиса тут как тут. Постучалась она, постучалась… не выходит Петушок… она спряталась, притворилась, что ушла… Петушок выглянул, вдруг мешок с пшеном оставила Лиса. Лиса его схватила и понесла в лес. Как ни звал, ни кричал – не услышал Кот Петушка. Бабочки видели, они полетели к коту, рассказали ему про горе.
Со всех ног бросился Петушок к избушке, где жила Лиса.
-У Лисы -то, у Лисы
Просто чудо детки.
Дочку Лисонькой зовут.
Не сочтите вы за труд
Выйти на крылечко.
Дочка вышла на крыльцо. Кот ее схватил и говорит Лисе…. Отдам, если ты мне вернешь Петушка. Нечего делать Лисе, отдала Петушка.
Пришли Кот и Петух домой, грустно им…. Смотрят Лиса идет с лисенком. Прощения просит. Не хотела, говорит съесть Петушка, а няньку своей дочке искала. Не с кем ей поиграть, не кому за ней посмотреть. Обрадовался Петушок. И сказал Кот, что всем и волку и лисе и коту нужны друзья. И если обещает Лиса не обижать Петушка, то они будут с ней дружить.
С той поры на лесной опушке дружно живут Кот, Лиса с лисенком и Петух. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Итог:
- Ну что, ребята, смогли мы побывать в своей новой сказке?
- Будем ещё добрыми сказочниками, и сочинять свои сказки?
Спасибо вам за работу, сейчас я вам раздам конфетки. Но они не простые. Они волшебные. Кто их в руки берет, тот сможет пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям…
А – пусть все будут здоровыми;
А – пусть у вас будет свой дом;
А – пусть все живут хорошо;
А – пусть все живут дружно;
А – пусть все будут счастливыми;
А – пусть будет хорошее настроение.
И я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.
Огромное вам спасибо!