Конспект занятия
(составление описательного рассказа по опорным картинкам)
Тема: «Подарок Лесовичку»
Задачи:
Обучение детей составлению описательного рассказа об осени с помощью моделей;
Формировать навыки связной речи в рассказах об осени;
Закрепить и расширить словарный запас детей, прилагательными, глаголами по теме «Осень»
Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Материалы:
Картинки – символы с приметами осени; загадки о признаках осени.
Предварительная работа:
Беседа об осени;
Заучивание стихотворений: «Осень наступила» А. Плещеев; «Ходит осень по дорожке»
Рассматривание картин: «Золотая осень», «Осень в Слободке» И. Левитана
Чтение художественных произведений: «Старик-годовик» В. Даль, «Ветер и солнце» К. Ушинский, «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов, «Как звери и птицы к зиме готовятся» Г. Снегирев.
Пересказ текстов: «В осеннем лесу», «Осенний парк» И. Соколов-Микитов.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от Лесовичка. Послушайте его: «Дорогие, дети. Расскажите, пожалуйста, о моем любимом времени года. А какое это время года вы узнаете, отгадав мою подсказку».
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Ребята, посмотрите, правильно ли вы отгадали загадку. (Выставляет картинку осени на фланелеграф).
- Ребята, Осень хочет нам помочь выполнить задание Лесовичка. Для этого Осень предлагает вам отгадать ее загадки. Вам интересно узнать какие это загадки?
Хотите отгадать?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)
Летом вырастают.
А осенью опадают. (Листья)
Неизвестно где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (Ветер)
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Листопад)
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (Дождь)
Рук нет, а строить умеют. (Птицы)
- Ребята, а вы помните просьбу Лесовичка? Рассказать о его любимом времени года.
- А какое же время года у него самое любимое? (Осень)
- Ребята, мне кажется, я знаю, как составить рассказ! Я догадалась вот по нашим подсказкам. Ой, а можно я первая расскажу? Ну, тогда слушайте.
«Осенью бывает солнце, разноцветные листочки, еще ветер, листопад и птицы».
- Осень, тебе понравился мой рассказ? (Слушает)
- Ой, ребята, Осень мне сказала, что ей не очень понравился мой рассказ и что Лесовичку он тоже не понравится.
- Как вы думаете, а почему? (ответы детей)
- Да, вот и Осень говорит, что у меня мало слов. И что бы это исправить Осень предлагает поиграть в игру «Подбери слова». А Осень подарит вам за каждое красивое слово по своему листочку.
- А можно я еще раз попробую? Тогда я расскажу об осени.
Итак, наша первая подсказка про осень.
ОСЕНЬ что сделала? (наступила, пришла)
Осень какая? (разноцветная, солнечная, пасмурная, поздняя, золотая)
Какое можно составить предложение?
«Наступила солнечная, золотая, разноцветная осень»
Вторая о солнце.
СОЛНЦЕ что делает? (светит, греет)
Солнце какое? (яркое, холодное, лучистое)
«Светит яркое холодное солнце»
Следующая подсказка это листья.
ЛИСТЬЯ что делают? (желтеют, краснеют, меняют цвет)
Кто их раскрашивает? (осень)
Листья какие? (Желтые, красные, багряные, оранжевые, разноцветные)
Какое можно составить предложение?
«Осень раскрасила листья в желтые, красные, багряные цвета».
ВЕТЕР что делает? (дует, завывает)
Ветер какой? (холодный, пронизывающий, сильный, слабый)
«Дует холодный, пронизывающий, сильный ветер».
А что бывает, когда дует сильный ветер? Конечно листопад – наша следующая подсказка.
ЛИСТОПАД какой бывает? (разноцветный, обильный, легкий)
«Начинается разноцветный легкий листопад».
ДОЖДЬ что делает? (идет, льет, капает, моросит).
Дождь какой? (сильный, моросящий, грибной, косой, холодный)
«Идет сильный холодный дождь»
ПТИЦЫ что делают? (улетают, собираются в стаи).
Куда птицы улетают? (в теплые края страны)
Что у нас получается?
«Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края».
- Ребята, посмотрите, сколько у вас много листочков. А давайте сдуем листочки. (Под звук ветра)
Хотите вместе с листочками отдохнуть?
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят. Ш-ш-ш
Будто опять закружиться хотят.
- Ребята, вы помните задание Лесовичка? Теперь, когда Осень нам помогла найти много красивых слов. Наш рассказ будет очень хороший.
- Можно я его расскажу?
«Наступила разноцветная, золотая, солнечная осень. Светит яркое, холодной солнце. Осень раскрасила листья в желтые, оранжевые цвета. Дует сильный, пронизывающий, холодный ветер. И начинается обильный разноцветный листопад. Идет холодный моросящий дождь. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
- Осень тебе понравился рассказ? (слушает) Ребята, а вам?
Осень говорит, что ей очень понравился наш рассказ. И Лесовичку тоже.
- А кто еще хочет рассказать об осени?
Но сначала давайте вспомним правило:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно четко говорим,
Потому что не спешим!
Воспитатель слушает еще 2 – 3 рассказа.
- Ребята, про какое время года мы сегодня с вами рассказывали? Я думаю, что ваши рассказы Лесовичку очень понравились! Вот и Осень со мной соглашается. И передает вам от Лесовичка большое спасибо!!! Вы молодцы!!!