СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР "Вот и осень к нам пришла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое занятие учит детей поиманию многозначных слов, образных выражений, пословиц, учит отвечать на вопросы, составляя полную фразу. На занятии закрепляется понятие "предложение", умение анализировать, определять количество слов и их последовательность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР "Вот и осень к нам пришла"»

Романова Татьяна Анатольевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»


Цели занятия:

Учебные: учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений, пословиц, учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; дать понятие о предложении, его признаки, научить составлять предложения, рассказы по опорным схемам и картин, определять количество слов в предложении и количество предложений в рассказе;

Развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам, развивать логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику.

Коррекционные: уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме; стимулировать умственную и речевую активность;

Оборудование: маркерная доска, предметные и сюжетные картинки; опорные схемы; пособие «Звукоград».


Ход занятия


Вход под музыку.

Логопед:

- Ребята, давайте поздравим наших гостей и подарим им свои улыбки.

Мы очень рады видеть Вас сегодня здесь в гостях у нас.

И в этот день чудесный осенний, мы так хотим создать вам настроение.

И пожелать крепкого здоровья, душевного тепла,

Чтобы жизнь была, как солнышко.

Дариша:

- Сегодня я надела желтое платье, желтый плащ и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Логопед:

- Вышла Дариша во двор и ахнула. На небе желтое солнышко, на деревьях желтые листья, над дорожкой склонились красивые желтые цветы.

Дариша:

- Зонт волшебный покручу. Догадайтесь, в какую сказку отправить вас хочу?

(Ты хочешь нас отправить в желтую сказку.)

Логопед:

- Как вы догадались?

(На Даришке сегодня желтое платье, желтый плащ, желтые сапожки, вокруг желтые листья, на небе желтое солнце.)

Логопед:

- Занимайте свои места в паровозике, и чтобы он отправился в путь, давайте споем его любимую песенку «Чух-чух-чух».

Раз, два, три, четыре, пять

Едем в лес мы погулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отвезем.

Логопед:

- Ребята, где мы оказались? (Мы оказались в осеннем лесу.)

Логопед:

- Посмотрите, какой сказочно красивый лес. Осень раскрасила его в свои любимые краски. Как вы думаете, какой краски она потратила больше всего?

(Осень потратила больше желтой краски.)

Логопед:

- Поэтому ее называют «золотая осень», так как цвет ее, как золото – цвет драгоценного металла, который очень ценится. Осень приносит людям урожай овощей, фруктов, ягод, грибов. А почему осенние листочки на деревьях, как монетки? (Листочки, такие же желтые и круглые, как монетки).

Логопед:

- Каких много деревьев в лесу?

Работа со схемой предложения.

Предложения.

В лесу много дубов и берез.

В лесу много рябин и кленов.

Логопед:

- Сравните деревья, растущие в нашем лесу.

(Это могучий дуб, а это стройная береза. Это высокий клен, а это низкая осина.)

Логопед:

- У березы белый ствол. Береза какая? (Береза ​​белоствольная.)

- У дуба толстый, ствол. Дуб какой? (Дуб толстоствольный.)

- У клена темный ствол. Клен какой? (Клен темноствольный).

- У рябины тонкий ствол. Рябина какая? (Рябина тонкоствольная).

- Ребята, почему о человеке говорят «крепок, как дуб»? (У дуба толстый ствол, он великий и могучий. Если человек на него похож, то у него хорошее здоровье, он сильный.)

Логопед:

- Ребята, почему о человеке говорят «дрожит как осиновый лист»?

(Ветер дует на осиновые листочки, и они на ветру дрожат, как человек от страха).

Логопед:

- Дунул ветерок-шалун на деревья, и закружились листья в воздухе, как бабочки. А потом легли на землю, как ковер. Смотрите, осени не хватило краски, чтобы раскрасить некоторые листочки. Давайте ей поможем - сделайте глубокий вдох и подуйте на желтую краску.

(Выполнение движений с речевым сопровождением.)

Мы - листочки осенние.

На ветвях сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова нажал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Логопед:

- Посмотрите, а я что-то нашла. (Вы нашли грибы.)

Логопед:

- Ребята, а почему говорят «не поклонясь до земли, и гриба не подымешь»?

(Так говорят, потому что за каждым грибом надо наклониться, чтобы положить его в корзину.)

Логопед:

- Какие грибы мы нашли?

(Мы нашли желтые опята, желтые сыроежки, желтые лисички).

- Можно собирать эти грибы? (Можно, потому что они съедобны.)

Воспитатель:

- Давайте собирать!

Дети получают опорные карточки с цифрами 1-3,1-2,1-4.

(Я положу в корзину один опенок и три лисички. И т. Д.)

Логопед:

- Грибы мы собрали, а мы будем с ними делать?

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Логопед:

- Какой грибной суп получился! Посмотрите, под деревом сидит еще одна лисичка. Ребята, слово одинаково звучит, но говорит о разном. Вы учитесь их различать и правильно понимать. Одним словом, можно называть разные предметы. Приведите примеры? (Ножка у гриба и ножка у стула, шляпка у гриба и шляпка у мамы, шишка на елке и шишка на голове.)

Логопед:

- Ребята, нам пора в путь. Занимайте свои места. Паровозик «Чух-чух-чух»!

Логопед:

- Куда мы попали? (Мы попали в огород.)

- Что делают в огороде осенью? (Осенью убирают урожай.)

Логопед:

- Почему говорят «какие труды, такие и плоды»? (Так говорят, потому что, если весной и летом не сажать, не поливать, не полоть, то урожай не вырастет.)

Логопед:

- Давайте будем помогать собирать урожай. Что растет на огороде?

(В огороде растут овощи.)

Логопед: Нужно не просто собрать овощи, но и рассказать о них, а эти подсказки вам помогут.

(Дети рассказывают о тыкве и репе по опорным схемам: цвет, форма, размер, вершок или корешок, вкус, что можно приготовить)

Логопед:

- А теперь давайте сравним кабачок и лук. (Дети сравнивают овощи по опорным схемам).

Логопед:

- Вы на грядку посмотрите, лишние предметы назовите, но не просто так, а загадаем загадки нашим гостям. Назовите цвет, форму, вкус, размер предмета, скажите, где растет, но имя его не называйте.

Дети загадывают загадки о яблоке и груши по опорным схемам.

Логопед:

- Сейчас мы будем играть в игру «поймай предложение». Давайте вспомним, что такое предложения и чем они отличаются от слов. (В предложении слова связаны между собой по смыслу - они «дружат друг с другом».)

Логопед:

- Если я произнесу предложение, вы будете хлопать в ладоши, а если набор

слов - топать ногами.

- Тыква «барыня», - так говорят в народе, сказал папа Маши и Миши. Давайте попробуем вырастить на нашем огороде этот овощ!

(Дети хлопают в ладоши.)

Логопед:

- И папа, землю, Миша, копают. (Дети топают.)

- Сажает, Маша, тыква. (Дети топают.)

- И, поливают, дети, тыква, маленькую. (Дети топают.)

- Большая и, тыква, желтая, возросла. (Дети топают.)

А теперь вы должны расположить картинки по порядку и составить свои предложения, чтобы получился целый рассказ. (Используется пособие «Звукоград»: дети составляют предложения по сюжетной картинке, слова размещают в соответствующих домиках (слоговой структуре слова), для каждого домика выбирают крышу, в зависимости от значения слова: предмет, действие или признак.)

Дедушка удивился: «Ай да молодцы, ребята! Какую «барыню» вырастили! Правильно люди говорят: «Кто работы не боится, у того все на огороде родится». (Дети хлопают в ладоши.)

Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы там видели?

- Я думаю, вам понравилось в путешествие. А мне понравилось, как вы выполняли задания.

Желтый цвет,

Прошу заметить,

Любят взрослые и дети.

Посмотри в свое оконце

Что увидишь в небе?

Солнце!

7