Романова Татьяна Анатольевна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Цели занятия:
Учебные: учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений, пословиц, учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; дать понятие о предложении, его признаки, научить составлять предложения, рассказы по опорным схемам и картин, определять количество слов в предложении и количество предложений в рассказе;
Развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам, развивать логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику.
Коррекционные: уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме; стимулировать умственную и речевую активность;
Оборудование: маркерная доска, предметные и сюжетные картинки; опорные схемы; пособие «Звукоград».
Ход занятия
Вход под музыку.
Логопед:
- Ребята, давайте поздравим наших гостей и подарим им свои улыбки.
Мы очень рады видеть Вас сегодня здесь в гостях у нас.
И в этот день чудесный осенний, мы так хотим создать вам настроение.
И пожелать крепкого здоровья, душевного тепла,
Чтобы жизнь была, как солнышко.
Дариша:
- Сегодня я надела желтое платье, желтый плащ и желтые сапожки и отправилась на прогулку.
Логопед:
- Вышла Дариша во двор и ахнула. На небе желтое солнышко, на деревьях желтые листья, над дорожкой склонились красивые желтые цветы.
Дариша:
- Зонт волшебный покручу. Догадайтесь, в какую сказку отправить вас хочу?
(Ты хочешь нас отправить в желтую сказку.)
Логопед:
- Как вы догадались?
(На Даришке сегодня желтое платье, желтый плащ, желтые сапожки, вокруг желтые листья, на небе желтое солнце.)
Логопед:
- Занимайте свои места в паровозике, и чтобы он отправился в путь, давайте споем его любимую песенку «Чух-чух-чух».
Раз, два, три, четыре, пять
Едем в лес мы погулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики клена, листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отвезем.
Логопед:
- Ребята, где мы оказались? (Мы оказались в осеннем лесу.)
Логопед:
- Посмотрите, какой сказочно красивый лес. Осень раскрасила его в свои любимые краски. Как вы думаете, какой краски она потратила больше всего?
(Осень потратила больше желтой краски.)
Логопед:
- Поэтому ее называют «золотая осень», так как цвет ее, как золото – цвет драгоценного металла, который очень ценится. Осень приносит людям урожай овощей, фруктов, ягод, грибов. А почему осенние листочки на деревьях, как монетки? (Листочки, такие же желтые и круглые, как монетки).
Логопед:
- Каких много деревьев в лесу?
Работа со схемой предложения.
Предложения.
В лесу много дубов и берез.
В лесу много рябин и кленов.
Логопед:
- Сравните деревья, растущие в нашем лесу.
(Это могучий дуб, а это стройная береза. Это высокий клен, а это низкая осина.)
Логопед:
- У березы белый ствол. Береза какая? (Береза белоствольная.)
- У дуба толстый, ствол. Дуб какой? (Дуб толстоствольный.)
- У клена темный ствол. Клен какой? (Клен темноствольный).
- У рябины тонкий ствол. Рябина какая? (Рябина тонкоствольная).
- Ребята, почему о человеке говорят «крепок, как дуб»? (У дуба толстый ствол, он великий и могучий. Если человек на него похож, то у него хорошее здоровье, он сильный.)
Логопед:
- Ребята, почему о человеке говорят «дрожит как осиновый лист»?
(Ветер дует на осиновые листочки, и они на ветру дрожат, как человек от страха).
Логопед:
- Дунул ветерок-шалун на деревья, и закружились листья в воздухе, как бабочки. А потом легли на землю, как ковер. Смотрите, осени не хватило краски, чтобы раскрасить некоторые листочки. Давайте ей поможем - сделайте глубокий вдох и подуйте на желтую краску.
(Выполнение движений с речевым сопровождением.)
Мы - листочки осенние.
На ветвях сидели.
Ветер дунул - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова нажал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Логопед:
- Посмотрите, а я что-то нашла. (Вы нашли грибы.)
Логопед:
- Ребята, а почему говорят «не поклонясь до земли, и гриба не подымешь»?
(Так говорят, потому что за каждым грибом надо наклониться, чтобы положить его в корзину.)
Логопед:
- Какие грибы мы нашли?
(Мы нашли желтые опята, желтые сыроежки, желтые лисички).
- Можно собирать эти грибы? (Можно, потому что они съедобны.)
Воспитатель:
- Давайте собирать!
Дети получают опорные карточки с цифрами 1-3,1-2,1-4.
(Я положу в корзину один опенок и три лисички. И т. Д.)
Логопед:
- Грибы мы собрали, а мы будем с ними делать?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Логопед:
- Какой грибной суп получился! Посмотрите, под деревом сидит еще одна лисичка. Ребята, слово одинаково звучит, но говорит о разном. Вы учитесь их различать и правильно понимать. Одним словом, можно называть разные предметы. Приведите примеры? (Ножка у гриба и ножка у стула, шляпка у гриба и шляпка у мамы, шишка на елке и шишка на голове.)
Логопед:
- Ребята, нам пора в путь. Занимайте свои места. Паровозик «Чух-чух-чух»!
Логопед:
- Куда мы попали? (Мы попали в огород.)
- Что делают в огороде осенью? (Осенью убирают урожай.)
Логопед:
- Почему говорят «какие труды, такие и плоды»? (Так говорят, потому что, если весной и летом не сажать, не поливать, не полоть, то урожай не вырастет.)
Логопед:
- Давайте будем помогать собирать урожай. Что растет на огороде?
(В огороде растут овощи.)
Логопед: Нужно не просто собрать овощи, но и рассказать о них, а эти подсказки вам помогут.
(Дети рассказывают о тыкве и репе по опорным схемам: цвет, форма, размер, вершок или корешок, вкус, что можно приготовить)
Логопед:
- А теперь давайте сравним кабачок и лук. (Дети сравнивают овощи по опорным схемам).
Логопед:
- Вы на грядку посмотрите, лишние предметы назовите, но не просто так, а загадаем загадки нашим гостям. Назовите цвет, форму, вкус, размер предмета, скажите, где растет, но имя его не называйте.
Дети загадывают загадки о яблоке и груши по опорным схемам.
Логопед:
- Сейчас мы будем играть в игру «поймай предложение». Давайте вспомним, что такое предложения и чем они отличаются от слов. (В предложении слова связаны между собой по смыслу - они «дружат друг с другом».)
Логопед:
- Если я произнесу предложение, вы будете хлопать в ладоши, а если набор
слов - топать ногами.
- Тыква «барыня», - так говорят в народе, сказал папа Маши и Миши. Давайте попробуем вырастить на нашем огороде этот овощ!
(Дети хлопают в ладоши.)
Логопед:
- И папа, землю, Миша, копают. (Дети топают.)
- Сажает, Маша, тыква. (Дети топают.)
- И, поливают, дети, тыква, маленькую. (Дети топают.)
- Большая и, тыква, желтая, возросла. (Дети топают.)
А теперь вы должны расположить картинки по порядку и составить свои предложения, чтобы получился целый рассказ. (Используется пособие «Звукоград»: дети составляют предложения по сюжетной картинке, слова размещают в соответствующих домиках (слоговой структуре слова), для каждого домика выбирают крышу, в зависимости от значения слова: предмет, действие или признак.)
Дедушка удивился: «Ай да молодцы, ребята! Какую «барыню» вырастили! Правильно люди говорят: «Кто работы не боится, у того все на огороде родится». (Дети хлопают в ладоши.)
Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы там видели?
- Я думаю, вам понравилось в путешествие. А мне понравилось, как вы выполняли задания.
Желтый цвет,
Прошу заметить,
Любят взрослые и дети.
Посмотри в свое оконце
Что увидишь в небе?
Солнце!
7