СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа на тему "Осень""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа на тему "Осень""

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа на тему "Осень""»

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ»

по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему «ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему «Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И. Соколова - Микитова

. Коллективный труд «Уборка участка от сухих листьев.

. Сочинение и отправка письма на телевидение.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.

ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

(дети стоят в кругу.)

Доброе утро солнце.

Мы тебе рады.

Все мы проснулись,

Вместе собрались.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра «НАСТРОЕНИЕ».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос «Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т. д.)

ИГРА «Какая осень?» (каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - «Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания»Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

3

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель : каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

«БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1. Солнце (что делает)— светит, греет.

2. Туча (что делает)— закрывает, плывёт. 4

3. Ветер (что делает)— дует, гонит, завывает.

4. Насекомые (что делают)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают)— улетают, машут, летят, кричат и т. д.

6. Люди (что делают) - собирают, надевают, убирают.

6. Животные (что делают)- готовятся, меняют, засыпают.

7. Листья (что делают)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. 5

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т. е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья.

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ»

по плану - схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему «ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему «Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И. Соколова - Микитова

. Коллективный труд «Уборка участка от сухих листьев.

. Сочинение и отправка письма на телевидение.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.

ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

(дети стоят в кругу.)

Доброе утро солнце.

Мы тебе рады.

Все мы проснулись,

Вместе собрались.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра «НАСТРОЕНИЕ».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос «Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т. д.)

ИГРА «Какая осень?» (каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - «Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания»Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

3

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель : каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

«БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1. Солнце (что делает)— светит, греет.

2. Туча (что делает)— закрывает, плывёт. 4

3. Ветер (что делает)— дует, гонит, завывает.

4. Насекомые (что делают)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают)— улетают, машут, летят, кричат и т. д.

6. Люди (что делают) - собирают, надевают, убирают.

6. Животные (что делают)- готовятся, меняют, засыпают.

7. Листья (что делают)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. 5

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т. е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!