СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР на тему «Как рубашка в поле выросла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в старшей группе для детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР на тему «Как рубашка в поле выросла»»



Конспект занятия в старшей группе на тему «Как рубашка в поле выросла»


Задачи:

Образовательные:

  1.  Познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

  2. Продолжать закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.

  3. Развивать глагольный словарь, упражнять в умении правильно употреблять в речи глаголы «надеть – одеть».

  4. Учить отгадывать загадки.

  5. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  6. Развивать умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

  7. Воспитывать любовь к родному краю, внимание.


Ход занятия:

Загадки про одежду

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

(одежда)

-Ребята, а вы знаете, что раньше рубашка была совсем не такая как сейчас?

.(Показать бумажные куколки в русском народном костюме). Рубаха появилась очень давно и выглядела рубашка по-другому, называли её косуха. Потому что воротник на мужской рубашке был косой, а у женских рубашек был не высокий воротник. Женские и мужские рубашки отличались только узором, т.к. его девушки и женщины вышивали сами. Девушки носили рубашку под платье, сарафан. (Показ презентации «Русской народный костюм»)

Воспитатель: а где берут одежду?

Дети: ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель: Как вы думаете, почему раньше на Руси говорили, что одежда в поле росла. Вы хотите узнать, почему так говорили?

Воспитатель: Узнаем мы с вами из произведения К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

- О чём говориться в рассказе?

- Действительно ли рубашка может вырасти в поле?

-Какой путь проходит лён, чтобы стать рубашкой? (посеяли, пропалывали, выдергивали с корнем, связали в снопы и оставили на поле просохнуть)

-что сделали со льном, когда он просох? (опустили в воду, камнем прижали)

-а когда вынули лен из воды, что с ним делали? (стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем)

- что стало дальше со льном? (после того как лен начесали, из него стали нитки прясть. А потом отец принес ткацкий станок и стали на нем ткать полотно)

- что делали с полотном? (его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался)

Воспитатель: вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Показ и рассматривание льняных полотенец, дать детям почувствовать их на ощупь.

Физкультминутка: Под спокойную музыку изобразить рост льна.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови ласково». Воспитатель называет предмет одежды дети, изменяя слово, называют его (платье-платьице, шапка – шапочка, шуба – шубка, сарафан – сарафанчик, рубаха-рубашечка). 

Воспитатель: А в настоящее время, в нашем современном мире, все происходит по-другому. Итак, лён сеют не руками, а машинами в июне месяце. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (льнокомбайн). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

Вяжут лён, как и раньше вручную и складывают в снопы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции. Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются. Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань. И на швейной фабрике шьют одежду.

Д/и «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово – дети противоположное по смыслу: (существительные) большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый и т. д. «Скажи наоборот» (глаголы) надевать — снимать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, шить – рвать, стирать – пачкать, мочить - сушить.

Игра «Чего не хватает?» Воспитатель показывает картинки, дети отвечают: чего не хватает. (Халат без пояса, плащ без капюшона, платье без воротника, платье без рукава, рубашка без пуговиц)

Игра «Подбирай, называй, запоминай». Логопед задаёт вопрос, назови как можно больше слов – действий.

Как появляется одежда? – (Её моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.)

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает)- (рассматривает, примеряет, покупает и т. д.)

Ухаживая за одеждой, человек (что делает) – (стирает, чистит, гладит, складывает.)

Итог. Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали нового на занятии? Отгадайте, пожалуйста, загадку про что она: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

Дети отгадывают загадку.

Педагог хвалит детей.