СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Аквариумные рыбки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Коррекционно-образовательные цели.

Формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры,  туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Аквариумные рыбки»»

Конспект занятия по развитию речи

в  старшей группе (5-6 лет)

Тема:  «Аквариумные рыбки»

 

Цели: Коррекционно-образовательные цели.

Формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры,  туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

   Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания,  слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.

   Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

   Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

 

На окне стеклянный пруд,

В нем рыбешки живут.

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков.

(АКВАРИУМ)

- Правильно. Это аквариум.

А кто обитает в нем? – ответы детей.

А как он  может выглядеть? – ответы детей                              

 2. Беседа.

Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума.

Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то воспитатель им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению.

 

Гуппи - одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

 Золотая рыбка – первые аквариумные рыбки.

Предок золотых рыбок  - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам. 

Меченосец - на хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча. К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,  Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика.

 Скалярия -  относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.  Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают  все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством.  Родина - водоёмы Амазонки

 Сомик - Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия.

 -   Что расположено у рыбке на голове?

ответы детей (у нее есть рот, глаза, жабры)

-   Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

ответы детей (они помогают ей плавать)

-   Для чего нужны жабры?

ответы детей (они помогают ей дышать)

- Чем покрыто ее тело?

ответы детей (чешуей)

-   Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

ответы детей (красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.)

 

Физкультминутка

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

  А если в  аквариуме вода запачкалась, потемнела, что делать?

   ответы детей

           А что еще нужно для чистки и содержания аквариума?

   ответы детей (сачок, плавающая кормушка для корма, термометр, грязечерпалка,..)

 А чем украшают аквариум?

   ответы детей        

 Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.

   ответы детей

Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

 А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.

   ответы детей

Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

 

 

 

 

3.Итог.

Ребята, наше занятие подошло к концу.

-   Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?

ответы детей.

-   Где они живут?

ответы детей.

-   С какими рыбками мы сегодня познакомились?

ответы детей.

-   Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?

 ответы детей.

   Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой блокнот.